Задачи и проблемы развития транзита в России

Развитие международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России, – одно из приоритетных международных направлений «Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года».

Программа поразвитию международных транспортных коридоров отвечает требованиям транспортной политики Российской Федерации к созданию эффективных, безопасных и надежных наземных международных транспортных каналов, обеспечивающих устойчивый экономический рост и потребности общества в перевозке пассажиров, движении товаров и услуг, повышении глобальной конкурентоспособности транспортной системы страны.

Владимир Якунин, Президент ОАО «Российские Железные Дороги»

Российские транзитные железнодорожные маршруты являются достаточно привлекательными для иностранных грузовладельцев и обладают большим потенциалом по привлечению транзитных грузов, который сдерживается существующей негибкой системой тарифов на перевозку, недостаточно четко обеспечиваемой логистикой транспортировки и сильной бюрократизацией сопутствующих операций.

МТК «ВОСТОК – ЗАПАД»

Международный транспортный коридор (МТК) «Восток – Запад» создает прямой выход грузам России, стран СНГ и Европы в дальневосточные российские морские порты и на пограничные переходы, расположенные на границе России с КНДР, Китаем, Монголией и Казахстаном. Основная грузовая база коридора в транзитном сообщении – трансконтинентальные перевозки между странами Азиатско – Тихоокеанского региона (Китаем, Японией, КНДР и Республикой Корей) и европейскими странами.

Основу транзитного потенциала коридора составляет Транссибирская железнодорожная магистраль – мощная двухпутная линия, электрифицированная на всем протяжении и оборудованная современными средствами автоматики, связи, информационными технологиями.

Наиболее перспективными для привлечения к перевозкам по коридору являются объемы торговли Республики Кореи, Японии, а также северных и северо-восточных районов Китая со странами Европы.

Перспективным является также сотрудничество с Казахстаном для привлечения объемов торговли между западными регионами Китая и европейскими странами, используя ответвление коридора «Восток – Запад» через Карталы – Астана – Достык.

Возможный объем контейнерных грузов евроазиатской торговли, который можно привлечь с морского маршрута на транспортные коммуникации России, в частности по коридору «Запад – Восток», можно оценить на сегодняшний день в размере 250 – 450 тыс. ДФЭ.

По Транссибу организовано движение специализированных контейнерных поездов. Благодаря этой технологии доставка грузов в Европу по сравнению с Трансокеанским маршрутом сокращается на 10 – 15 суток. Дальнейшее повышение конкурентоспособности Транссиба и в целом МТК «Восток – Запад» связано в первую очередь с развитием технологий контейнерных перевозок, в частности, внедрением технологии блок-поездов и развитием хабов, а также созданием мощной транспортно-логистической инфраструктуры вдоль всей трассы коридора.

Перспективы развития транзитных перевозок по коридору «Восток – Запад» во многом зависят от реализации проекта восстановления Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб. Данный проект позволит обеспечить прямое железнодорожное сообщение между странами Европы с Республикой Корея и значительно повысить привлекательность железнодорожной перевозки южнокорейских контейнерных грузов за счет исключения «морского плеча» (Пусан – Владивосток).

В целях расширения транспортных связей со странами ЕС, создания более привлекательных условий для пассажиров, повышения комфортности и безопасности пассажирских перевозок и сокращения времени в пути предусматривается создание в рамках МТК 2 высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Смоленск – Красное. Реализация проекта возможна путем создания международного консорциума.

МТК «Север – Юг»

Конкурентоспособность МТК «Север – Юг» снижается из-за двойной перевалки грузов на Каспийском море, в связи с чем, актуальным вопросом становится создание прямого железнодорожного сообщения по Западной ветви коридора.

Развитие западной ветви коридора требует создания прямого железнодорожного маршрута в Иран. Железными дорогами трех стран (России, Азербайджана и Ирана) в мае 2005 года было подписано Соглашение о реализации проекта строительства и эксплуатации новой железнодорожной линии Казвин – Решт – Астара (Иранская) – Астара (Азербайджанская). Со строительством этой линии западная ветвь МТК «Север – Юг» станет кратчайшим железнодорожным маршрутом между портами Балтийского моря и Персидского залива, а в перспективе обеспечит также прямое железнодорожное сообщение с Пакистаном и Индией.

Работа над проектом создания Северного транспортного коридора «Восток – Запад» (The Northern East West freight corridor – N.E.W.) ведется Международным союзом железных дорог (МСЖД). Новый коридор должен обеспечить грузовое транспортное сообщение по направлению Северо-Восток США и Канады (Бостон, Галифакс) – Норвегия (Нарвик) – Швеция – Финляндия – Россия – Казахстан – Китай с ответвлением по Транссибу до российских портов Приморья.

В интересах Российской Федерации реализация данного проекта предпочтительнее через российские порты Мурманск и Усть-Луга. Привлекательность коридора для грузовладельцев связана с уменьшением сроков доставки грузов из внутриконтинентальных районов Западного и Центрального Китая в высокоразвитые промышленные районы Северо-Востока США и Канады за счет, во-первых, более короткого маршрута перевозки, во-вторых, преимущества по скорости железнодорожного транспорта по сравнению с морским сообщением («морское плечо» сократится до участка Мурманск – Галифакс/Бостон). Это также позволит организовать перевозки в коридоре без дополнительного пересечения границ и смены железнодорожной колеи на шведско-финской границе, что сократит сроки доставки контейнеров.

По данным МСЖД, объемы перевозок в коридоре могут составить 190 – 240 тыс. ДФЭ в обе стороны.

Учитывая ключевую роль железнодорожного транспорта в формировании комплексного транспортного продукта перевозки груза с использованием МТК, целесообразно расширение возможностей интеграции и обеспечение сбалансированного развития отдельных звеньев цепи международной перевозки.

Наиболее эффективным решением данных задач является вхождение организаций железнодорожного транспорта в управление крупнейшими морскими портами, паромами, сухопутными терминалами и объектами железнодорожного транспорта на территории других государств, позволяющее обеспечить эффективность и сбалансированность ценовой политики, а также согласованное планирование и диспетчеризацию процесса перевозки.

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*