Хасан

Учебный корабль «Хасан» — корабль 1 ранга. Корабль построен по проекту 887 («Смольный») оснащн современным радиотехническим и навигационным оборудованием, имеет боевое вооружение. В настоящее время исключен из состава ВМФ и разделан на металлолом.

Инцидент с турецким катером
25 сентября 1985 г при прохождении пролива Босфор, в условиях тумана учебный корабль «Хасан» протаранил и «разрезал» пополам турецкий ракетно-торпедный катер типа «Мелтен», погибла часть экипажа катера и матросов береговых частей. «Хасан» был временно, до выяснения обстоятельств, задержан турецкими властями, но расследование показало вину командира турецкого катера. Уточню: катер «Р-325″, в 9 часов утра после прохода солнечного Босфора «Хасан» вошел в Мраморное море в плотный туман, шел медленно, по условиям «малой видимости»- с впередсмотрящими, подачей звуковых сигналов. «Турок» шел «сложным противолодочным зигзагом» — то бишь как изволилось рулевому,- вся остальная команда спала. РЛС их работала, но оператор спал. Катер выскочил практически наперерез «Хасану», сыграли «стоп машины, задний ход», но остановить 140-метрового «Хасана» было слишком мало времени, «Турок» влетел бортом под нос «Хасана» как под гильотину, раскололся по носовые надстройки, нос его перевернылся «свечкой», а корма ушла дальше своим ходом — катер оказался надежным. Никто из членов команды не погиб и не пострадал, находившиеся в носовом кубрике матросы и мичман были вытащены легководолазами «Хасана» — с предоставлением письменного приказа командира турок, завернутого в целофан. Мокрые и перепуганные турки были подняты в медблок «Хасана», осмотрены, отмыты от шаровой краски — ракололась бочка при ударе, переодеты в сухие матрасские робы, накормлены борщем — ели вилками, что осталось — выпили. От второго и компота отказались — их мичман не разрешил, были опрошены особистом корабля. Поскольку кроме турецкого никаких других языков не знали, переводил корабельный моторист — гогоуз, общались как родные. А у «Хасана» поцарапалась краска на носу. При спасении турок чуть не погиб один из водолазов «Хасана» рядом прошел контейнеровоз не отреагировав на сигналы корабля и спасательного баркаса, почувствовав что его затягивает под винты судна и увидя их успел перерезать пояс с грузами. Его выкинуло на поверхность метрах в 25 от места погружения, отделался контузией и кровотечением из носа и ушей. Был представлен к награде, но в связи с характером инцидента ничего не получил. Капитану корабля на год отсрочили поступление в Академию. Экипаж и курсанты 3 дня загорали под нежным сентябрьским солнцем.
Кузница «морских волков»: в жестоком шторме
В октябре 1986 года учебный корабль «Хасан» выполнял плановый учебный поход Североморск-Ленинград с курсантами 2(3)-го курса ВВМУРЭ им. А. С. Попова(около 400 человек). Обязанности командира корабля временно исполнял старший помощник командира корабля. После прохождения вдоль Норвежского побережья, корабль прошел Фарерские острова и взял курс с целью обойти Великобританию с севера с последующим заходом в пролив Ла-Манш и далее по плану похода. Но в это время с севера, прямо по встречному курсу корабля опускался ураган(уточните название). По неизвестным причинам ВРИО командира корабля не изменил курс на уклонение от урагана. В итоге, учебный корабль оказался в жестоком шторме(11 баллов по шкале Бофорта). По некоторым сведениям было зафиксированно все 12 баллов. Были получены незначительные разрушения в надстройке корабля, без жертв(точно неизвестно). Во времена космических спутников и развитой системы метеослужб такой поступок более чем абсурден. Однако благодаря этому инциденту около 400 будущих офицеров ВМФ СССР смогли ощутить на себе мощь Океана и получить возможность гордо называть себя «морскими волками», потому что не каждый современный моряк может сказать: «Я ходил в Жестоком Шторме!».

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*