Укрепление порта Тикси в системе Севморпути

Решением Минтранса России к 2012 году в Российской Федерации должны быть созданы три морских спасательных подцентра, и один из них в морском порту Тикси, который на сегодня является филиалом администрации морского порта Восточный (АМП Восточный). Времени на организацию подцентров, имеющих важное стратегическое значение для страны, отведено не более года. Поэтому оперативная работа ведется на всех уровнях с участием капитанов морских портов, где будут размещены спасательныеподцентры.

Андрей ГОРОДИШТЬЯН, капитан морского порта Восточный ФГУ «АМП Восточный»

МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДЦЕНТР

В целях реализации поставленной Минтрансом задачи по созданию морских спасательных подцентров распоряжением руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) А.А.Давыденко в кратчайшие сроки были подготовлены капитаны-координаторы, выбранные из числа опытных капитанов, отработавших на морских судах не один десяток лет. Все они прошли необходимое обучение в Государственной морской академии им. адмирала Невельского и практическую подготовку в аварийно-спасательном центре Владивостока.

В настоящее время в порту Тикси, в помещении, выделенном для подцентра, установлено современное оборудование, позволяющее осуществлять контроль за движением судов, получать радиосигналы бедствия, руководить аварийно-спасательными операциями. Имеется полный комплект навигационных и электронных морских карт, вся необходимая литература для выполнения поставленных задач.

В ближайшее время планируется закупить и установить мощную радиостанцию ПВ/КВ диапазона с цифровым избирательным вызовом и УКВ-радиостанцию. Мощные радиостанции позволят отслеживать сигналы бедствия и вести аварийный радиообмен во всем северном полушарии.

С 16 июля, когда на северных реках началась арктическая навигация, морской спасательный подцентр в Тикси уже стал нести круглосуточное дежурство. А 20 июля он прошёл государственную сертификацию. Начальником подцентра назначен опытный капитан дальнего плавания Александр Нелюбин.

Сегодня в Тикси ведутся работы по определению границ порта и включение в его границы терминала в порту Зеленый мыс, терминала в устье реки Яна и терминала мыса Быков. Также готовятся Обязательные постановления по порту Тикси

С 8 по 11 августа в порту Тикси прошли учения с привлечением подразделений МЧС, пограничников, авиации, службы капитана порта Тикси и аварийно-спасательного подцентра. Учения показали высокую готовность данных подразделений и служб в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе и спасательного подцентра, наделенного полномочиями поднимать в воздух любой вертолёт и привлекать к спасательным операциям близко находящиеся суда.

За ходом учений вел наблюдение Международный арктический совет, представители которого находились на борту ледокола «Ямал». После окончания члены Совета дали высокую оценку проведенным учениям.

Несмотря на небольшой срок работы, подцентру уже довелось руководить спасательной операцией, которая была проведена успешно.

Открытие подцентра стало событием историческим, оно имеет прямое отношение к возрождению Северного морского пути. Судовладельцы и грузоотправители уже готовы везти свои грузы по этой транспортной магистрали. Треть Севморпути как раз проходит по северным границам республики САХА Якутия, и Тикси находится в середине этого отрезка. Поэтому развитие Тиксинского морского порта, создание в нём полноценной службы капитана порта и морского спасательного подцентра стали жизненно важной необходимостью.

ЗНАЧЕНИЕ СЕВМОРПУТИ, РОЛЬ ВОСТОЧНОГО ПОРТА

Если говорить в целом, значение районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока для реализации экономического и научного потенциала страны очень велико. Центром комплексных научных исследований арктических морей является российский государственный научный центр – Арктический и антарктический НИИ в Санкт-Петербурге, откуда ежегодно в Арктику отправляется несколько десятков различных экспедиций. В этих суровых краях разрабатывается несколько месторождений нефти и газа, других ценнейших полезных ископаемых. Другими словами, здесь сосредоточена почти половина всех запасов российского газа. В Зырянском месторождении добывается высококачественный уголь, в Ненецком автономном округе – никель, в Якутии имеются богатые запасы золота и алмазов. Из Игарки и Дудинки на экспорт отправляется высококачественный российский лес.

Возрожденный Севморпуть может стать для государства одной из важнейших транспортных магистралей, кратчайшей торговой артерией между Россией и странами Европы, Азии и Северной Америки. По сравнению с пролегающим через Суэцкий канал южным маршрутом этот позволяет сократить путь судов на 3860 морских миль или более чем на треть. Недавно супертанкер прошёл по Севморпути от Мурманска до Китая за 24 дня. Если бы он следовал через Суэцкий канал, на это ушло бы 35 суток, а вокруг Африки, как сейчас ходят многие суда, опасаясь пиратов, все 45 суток. В этом смысле Севморпуть полностью безопасен, что является его большим преимуществом. Проводя свой флот через Суэцкий канал и Персидский залив, судовладельцы вынуждены нанимать охрану от пиратов, выплачивая 100-процентную страховку, а это около $30 тыс. за проход. На Севморпути же никаких пиратов нет.

В 80-х годах по Севморпути перевозилось около 7 млн тонн грузов. Но начиная с 1987 года началось резкое падение перевозок, которое в итоге сократилось до 1 миллиона с небольшим тонн. Потом в конце 90-х объёмы снова начали расти. В 2008-2009 годах эти показатели за счёт минерального сырья перешагнули за отметку 2 млн тонн грузов в год.

Чтобы полностью возродить Севморпуть, сегодня требуется больше миллиарда рублей. Но вопрос даже не столько в деньгах, сколько в законодательном установлении северных границ. Если Россия докажет, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, являются геологическим продолжением континентального шельфа, то сможет получить право на дополнительные 1,2 млн квадратных километров площади в Арктике. Вот почему за Север сегодня идёт такая жёсткая конкурентная борьба государств. Для России очень важно: либо мы будет иметь просто проход через воды РФ, либо будем хозяином этой территории. А это соответствующие деньги, изыскательские работы и прочие преимущества.

Следует полагать, что Севморпуть станет и главной транспортной артерией Дальневосточных портов, в частности, и порта Восточного, в отправлении и получении различных грузов. В настоящее время в порту Восточном имеются крупнейшие терминалы по переработке нефти, угля и контейнеров (контейнерный терминал пока задействован лишь на 1/4 от своих производственных мощностей). Восточный ближе других приморских портов расположен к Китаю, с которым у России сегодня выстраиваются перспективные торговые отношения. В Восточном порту имеются глубоководные причалы, чего нет, к примеру, во Владивостокском порту, удобно проложены железнодорожные подъездные пути и много других преимуществ.

В ближайшее время в порту Восточном начнётся строительство Приморского нефтеперерабатывающего завода, решение уже принято. Сегодня идут переговоры по возвращению некоторых причалов в бухте Козьмино, которые принадлежат частной компании «Немуско», в госсобственность. Планируется строительство ещё одного завода – по переработке пластика. Со временем порт Восточный станет крупным экономическим центром не только Приморья, но и всего Дальнего Востока России.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В июле этого года в Нарьян-Маре прошло заседание Морской коллегии при Правительстве РФ под председательством вице-премьера С.Б.Иванова, в котором приняли участие руководители министерств и ведомств, северных регионов, капитаны российских морских портов, начальники бассейновых морских администраций, представители общественных и научных организаций. Рассматривались вопросы обеспечения безопасности мореплавания в арктических портах, на подходах к ним и на трассах Совморпути, перспективы развития Северного морского пути и создание для него единой Администрации, планы развития арктических регионов и инфраструктуры.

С.Б.Иванов представил перспективный план развития всего Крайнего Севера. На основании сделанного доклада можно сделать вывод, что наконец-то пришло время, когда развитие этого сурового, но важного для России региона выделено в особую федеральную программу экономического развития.

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*