Транспорт примеряет новую Стратегию

В конце апреля 2008 года Правительством Российской Федерации была одобрена Программа развития транспортной системы на период 2010-2015 годов. Так что предлагают отечественные стратеги от экономики: прорыв в развитии отрасли или очередное латание дыр? Своими мыслями на этот счет делится первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Владимир Клименко.

Текст: Галина Белоус

– Владимир Витальевич, каковы, по-Вашему,перспективы развития рынка транспортно-логистических услуг?

– Современный транспортный комплекс – это не просто значимый сектор экономики, эффективная работа которого обеспечивает территориальное единство страны, развитие и углубление межрегиональных связей, формирование полноценного внутреннего рынка и рациональное освоение природных богатств. Когда мы ведем речь о его перспективах, надо учитывать: на чаше весов как состояние внутренней экономики, так и во многом внешние взаимосвязи государства. И не в последнюю очередь политический и экономический вес страны определяется доступом к глобальным транспортным коридорам. Именно в этом разрезе нужно рассматривать стоящие перед транспортным комплексом задачи и их возможные решения.

О проблемах российского транспортного комплекса уже сказано немало: здесь и необходимость внедрения современных транспортно-логистических технологий, систем хозяйствования и управления, а также изменение неэффективных схем финансирования. В Программе развития транспортной системы на период 2010-2015 годов эти проблемы нашли свое решение. Кроме того, в документе отмечено, что в ближайшей перспективе необходимо осуществить переход от этапа модернизации транспортной системы страны к этапу ее развития, основанному на принципах доступности, безопасности и эффективности. В частности, речь идет о реализации инновационных проектов, усилении транспортной инфраструктуры в азиатской части России, формировании новых транспортных коридоров, синхронизации видов транспорта в комплексных транспортных узлах, внедрении эффективных транспортных технологий. Предусматривается также уделить особое внимание инвестициям в строительство и реконструкцию транспортной инфраструктуры, формирование региональных транспортно-логистических комплексов. Будет ускорена подготовка правовых актов по вопросам осуществления инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, которые определены Бюджетным кодексом.

В целях обновления принципов работы и уточнения стратегических приоритетов развития транспортной отрасли России ведется разработка Транспортной стратегии на период до 2030 года.

– Как вырос в последние годы российский рынок транспортно-логистических услуг? Какие характерные черты приобрел? Не кажется ли Вам, что его роль сводится лишь к экспедированию и перевозке?

– Общий потенциал российского рынка транспортно-логистических услуг оценивается западными экспертами в $120–150 млрд. В настоящее время мы осваиваем менее половины этого потенциала. В общем объеме этих услуг действительно все еще преобладают перевозка и экспедирование грузов, а доля комплексного и управленческого транспортно-логистического обслуживания не превышает 6%. Но, заметьте, комплексное транспортно-логистическое обслуживание включает не только доставку «от двери до двери» и таможенное оформление. Самое главное здесь – отслеживание запасов груза в интересах трейдера (продавца), складирование и дистрибуция. Трейдер, занимающийся исключительно продажей товара, выстраивает свою политику запасов и дистрибуцию именно на основании той информации, которую имеет от транспортно-логистической компании. Доля российских транспортно-экспедиторских компаний, которые занимаются фрахтованием или перевозками «от двери до двери», весьма незначительна и составляет не более 15-20%.

Все это говорит о необходимости поиска новых путей развития транспортно-логистического обслуживания и включения их в Транспортную стратегию России на период до 2030 года.

– Владимир Витальевич, расскажите о новых подходах в проектировании транспортно-логистических систем и отражении темы в Транспортной стратегии-2030.

– Анализ выполнения задач, поставленных фФедеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России на период 2002-2010 годов», показывает, что в настоящее время реализуются, в основном, инвестиционные проекты, направленные на создание базовой (опорной) транспортной инфраструктуры. Существующие проекты развития и модернизации транспортного комплекса страны воспроизводят старый технологический уклад, когда эффективность транспортной системы определялась наличием достаточных провозных возможностей и нормативным качеством и скоростью доставки.

Однако этот путь развития, на мой взгляд, не приведет к желаемым результатам. Так как в нем преобладает отраслевой транспортный подход, не учитываются интересы предприятий, создающих собственные цепи поставок товаров, не создается единого транспортного и информационного пространства. Нужен комплексный подход. Именно он – основа новой транспортной политики для нового столетия. Глобальную российскую транспортную сеть необходимо сложить из региональных транспортно-логистических систем и транспортных коридоров. Точками опоры должны стать важнейшие транспортные узлы различных регионов. Как раз в них предполагается сосредоточить такие ресурсы, которые выведут на новые рубежи внутреннюю и международную торговлю.

Основными принципами системы перевозок грузов сегодня называют универсальность, общедоступность и разумность. Последнее означает, что транспорт должен вобрать в себя самые современные информационные и компьютерные технологии, включая глобальное позиционирование товаров.

Перевозки грузов – зеркало развития промышленности и современной торговли, а отражающая поверхность этого зеркала – компьютерные системы и средства связи.

Великие прорывы на транспортно-логистическом рынке в ближайшие 25 лет, думаю, можно ожидать за счет внедрения современных методов оптимизации транспортно-логистических связей. А они в свою очередь должны быть увязаны с прогнозным размещением производительных сил, цепями поставок товаров, формируемых производителями, а также материальным и транспортным балансами. Такие прорывы, конечно же, невозможны без уже упомянутого комплексного транспортно-логистического обслуживания предприятий (с гарантией доставки товаров «от двери до двери», точно в срок, ритмичностью производства на обслуживаемых предприятиях). И конечно, без новейших информационных технологий во всех элементах транспортной системы, единой системы управления транспортным комплексом России, а также системы стандартов безопасности Всемирной таможенной организации по содействию международной торговле и обеспечению безопасности товародвижения.

– Кстати, о вопросах обеспечения безопасности товародвижения. Какова роль этой системы стандартов и ее значение для таможенных служб? Найдет ли она отражение в Транспортной стратегии страны?

– Приоритет комплексному транспортно-логистическому обслуживанию, заложенный в Транспортной стратегии России, позволит ускорить применение системы стандартов безопасности Всемирной таможенной организации (ВТО) по содействию международной торговле и обеспечению безопасности товародвижения. Главной целью системы является ускорение процесса таможенного оформления и снижение таможенных рисков. Система предполагает создание новой, единой информационной платформы, которая позволит таможенным службам работать более эффективно, распознавать и обрабатывать грузы особого риска и в целом сокращать время на таможенное оформление. Для этого предлагается ввести нового участника системы – авторизованного экономического оператора (АЭО). Это участник внешнеэкономической деятельности, утвержденный национальной таможенной службой, как соответствующий стандартам ВТО по безопасности (в том числе производители, импортеры, экспортеры, брокеры, перевозчики, логистические интеграторы, операторы складов, дистрибьюторы и т.д).

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*