Суб и культура безопасности

Безопасность судоходства и охрана человеческой жизни на море остаются важнейшими проблемами для всех предприятий и организаций судоходной отрасли. В современных реалиях возможности техники позволяют обеспечить практически бесперебойную работу механизмов, оборудования и систем судна. Однако на любом этапе его эксплуатации причиной аварии может стать ошибка человека. Поданным Международной морской организации (ИМО), около 80% всех аварий на море обусловлены ошибками судоводителей, других членов экипажа, операторов, диспетчеров и др. Поэтому при рассмотрении факторов, влияющих на причины аварии, можно говорить о явном преобладании человеческого фактора над всеми остальными.

Александр ПУТРАЙМ, начальник управления морских систем менеджмента Российского Морского Регистра Судоходства

РЕГИСТР СУДОХОДСТВА ИМЕЕТ ПОЛНОМОЧИЯ…

Минимизировать негативное влияние человеческого фактора стремятся все организации морской индустрии. Важнейшим достижением в этой области стала разработка и принятие ИМО 4 ноября 1993 года Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ). На сегодняшний день, прочно войдя в практику, его требования активно применяются в качестве инструмента оценки безопасности.

По истечении некоторого времени с момента внедрения в международном судоходстве стандарта управления безопасностью на основе МКУБ перед морской общественностью встал вопрос о его эффективности. По указанию генерального секретаря ИМО была создана группа независимых экспертов, представляющих разные организации морской индустрии, по сбору и анализу данных о влиянии МКУБ на деятельность отрасли. Проведенные исследования продемонстрировали положительные результаты, характеризующиеся значительным снижением количества кораблекрушений и разлива нефтепродуктов.

В Российской Федерации внедрение требований МКУБ на судах и береговых подразделениях было определено приказом Министерства транспорта 63 «О мерах по повышению безопасности мореплавания» от 26.04.1994. Для эффективного внедрения политики безопасности, включающей надежную эксплуатацию судов, защиту окружающей среды, организацию мер по защите от всех выявленных рисков, совершенствование навыков берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, на судах и в судоходных компаниях создаются системы управления безопасностью (СУБ). Сегодня в Российской Федерации СУБ поддерживают около 330 судоходных компаний и около 1100 судов, находящихся в их управлении и ответственности.

На основании приказа Министерства транспорта РФ 32 от 18.04.1996 Российский морской регистр судоходства (РС) имеет полномочия на проведение освидетельствований компаний и судов на соответствие требованиям МКУБ. В настоящее время PC имеет большой опыт в этой области, а также широкую сеть представительств в России и за рубежом, что позволяет экспертам по МКУБ в кратчайшие сроки выполнять освидетельствования по всему миру. Высокий профессионализм и опыт сюрвейеров, преемственность традиций стали залогом того, что РС имеет поручения от морских администраций 67 государств на проведение освидетельствований судов и выдачу соответствующих документов.

НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ УСПЕХ?

С целью повышения стандартов безопасности на море РС участвует в деятельности международных организаций, а также проводит исследования в сотрудничестве с ведущими научными организациями страны по количественной оценке влияния человеческого фактора на безопасность мореплавания, применению методик психофизического тестирования при отборе членов экипажа и другие. В РС разработана и постоянно совершенствуется нормативная база по освидетельствованию СУБ, для специалистов регулярно проводится техническая учеба по вопросам, связанным с причинами задержаний судов, аварийностью и внедрением новых требований в отношении МКУБ. Кроме того, для повышения качества управления освидетельствованиями созданы информационная система учета основных данных по освидетельствованиям, электронный архив компаний и судов и обеспечен автоматический контроль основных процессов, связанных с их управлением, а также разработан электронный архив данных по подготовке персонала и проверке практики работы экспертов по МКУБ.

Опыт проведения освидетельствований СУБ позволяет РС сделать выводы о том, что успех реализации стандартов безопасности основывается на следующих принципиальных моментах.

1. Сертификация СУБ судов и судоходных компаний не должна являться разовой акцией, направленной только на получение соответствующих документов. Систему необходимо развивать и совершенствовать. Для того чтобы помочь судоходным компаниям найти наиболее эффективные пути совершенствования СУБ, РС совместно с ГМА им. адм. С.О. Макарова разработал методику по самооценке эффективности СУБ компании с учетом совокупности всех воздействующих факторов. Проведение самооценки СУБ по данной методике позволяет компаниям:

провести анализ состояния СУБ в конкретный момент времени;

использовать единый комплекс критериев при оценке эффективности СУБ;

получить объективную оценку, основанную на фактах, а не на личном восприятии руководителей;

обеспечить понимание необходимости принятия конкретных мер в ключевых областях СУБ;

отслеживать изменения в состоянии СУБ с момента проведения предыдущей самооценки.

Анализ внедрения в судоходных компаниях самооценки эффективности СУБ, проводимой по рекомендованной PC методике, показал, что самооценка способствует снижению числа задержаний судов. Данные анализа количества задержаний судов органами портового контроля показывают устойчивую тенденцию к снижению на протяжении последних пяти лет. Уменьшение за указанный период составило 52%.

2. Система должна строиться на крепком фундаменте, который формируют приверженность целям безопасности всего персонала и выделение компаниями необходимого количества ресурсов для поддержания СУБ.

Моментом, отрицательно влияющим на безопасность, при этом может явиться уменьшение количества судов в компании. Так как чем меньше судов в компании, тем меньше ее доходы, а значит, тем меньше ресурсов она может выделить на поддержание безопасности. Однако руководству компаний необходимо помнить, что прослеживается устойчивая связь между состоянием СУБ, уровнем подготовки экипажей судов и статистикой аварийности. Решение коммерческих и эксплуатационных задач должно согласовываться с решением задач по обеспечению безопасности, что возможно только в случае управления эксплуатацией и безопасностью в рамках одной организационной структуры.

3. Разработка СУБ должна проходить при участии всего заинтересованного персонала компании. Документация обязательно должна быть утверждена высшим руководством компании – как признак принятия ответственности.

4. Высшим достижением СУБ является предотвращение аварий, гибели людей и загрязнения окружающей среды, добросовестное отношение к своим обязанностям, компетентность и мотивация лиц на всех уровнях компании.

5. СУБ состоит из отдельных элементов, но рассматривать ее следует как единую цепь ответственности, образующую защиту судоходства от вероятных рисков. Важно своевременно определить слабое звено, т.к. сбой в функционировании любого звена способен привести к катастрофическим последствиям.

6. Особое внимание следует уделять подготовке персонала. Для повышения эффективности политики безопасности РС регулярно организует семинары с участием специалистов судоходных компаний и подразделений РС. Семинары освещают вопросы внедрения современных технологий при разработке и обеспечении функционирования СУБ, грамотного управления несоответствиями, проведения самооценки и экспертной оценки СУБ.

В настоящее время в России действуют семь учебно-тренажерных центров (УТЦ) подготовки специалистов морского транспорта. РС имеет полномочия на выполнение всего комплекса процедур по освидетельствованию системы подготовки УТЦ. Целью проведения освидетельствований является обеспечение гарантий того, что услуги по подготовке правильно организованы, содержат четкие цели в отношении результатов, проводятся квалифицированно, оцениваются и совершенствуются в зависимости от опыта и изменения обязательных национальных и международных требований и норм.

7. Необходимо всячески препятствовать формированию такого явления, как «бумажная безопасность», и заботиться о том, чтобы количество документов было оптимальным и чтобы документальные подтверждения служили для регистрации выполнения требований, а не для подмены фактических дел.

ДВА МЕТОДА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АВАРИЙ

Рассматривая безопасность как результат системного подхода, предполагающего проведение целого комплекса мер по ее обеспечению, РС активно разрабатывает и применяет меры для снижения показателей аварийности. Существует два метода предотвращения аварий. Первый метод основывается на использовании опыта ошибок по факту случившихся аварий и применении корректирующих и предупреждающих действий. Этот метод считается традиционным, однако имеет значительный недостаток: его применение полностью не исключает повторения ошибок, способных привести к серьезным последствиям.

Второй метод предотвращения аварий построен на основе управления рисками и направлен на упреждение негативных событий. Он заключается в идентификации, оценке опасности и ее вероятности для того, чтобы своевременно принять меры по снижению степени риска или его полной нейтрализации.

Современный уровень управления безопасностью в обязательном порядке предусматривает использование процедур по оценке рисков проведения судовых операций. Поэтому неотъемлемой частью СУБ уже при проектировании должна быть не только идентификация, но и оценка возможных рисков, работа с потенциально опасными ситуациями.

Анализ показателей аварийности судов, освидетельствованных РС на соответствие требованиям МКУБ, демонстрирует снижение количества аварий.

Среди причин аварийности специалистами отмечаются старение и ухудшение технического состояния флота, снижение квалификации экипажей судов вследствие естественного ухода возрастных специалистов и непривлекательности морской профессии для молодых специалистов.

Результаты поиска новых путей снижения аварийности и трагедий на море сводятся к необходимости формирования во всех сферах судоходства так называемой культуры безопасности. Она должна стать приоритетом номер один, а управление ею  быть систематическим и эффективным. В компании необходимо следовать принципу «Безопасность – дело каждого».

СУБ воспитывает персонал компании в духе культуры безопасности. Принудительное выполнение требований безопасности постепенно приводит к привычным и осознанным действиям, которые в сочетании с надежной техникой и хорошими условиями труда создают благоприятную среду для снижения до допустимого уровня рисков и возможных угроз для судна и персонала.

Таким образом, чем быстрее будет расширяться сфера применения стандартов безопасности в судоходстве, чем более действенным будет контроль их выполнения, тем скорее можно ожидать формирования культуры безопасности, которая бы стала стилем жизни для всех без исключения сотрудников компании и членов экипажа.

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*