Северный завоз через Николаевск-на-Амуре

Порт Николаевск-на-Амуре (заложен адмиралом Г.И.Невельским в 1850 году как главная база на Тихоокеанском побережье России) за всю свою долгую историю не раз переживал этапы подъема и спада в экономической деятельности. Наибольший грузооборот был достигнут портом в 70-е годы XX века, когда поступающие грузы вНиколаевский район, Аян, Чумикан, Охотск, Москальво составляли 700-800 тыс. тонн в год. Самые сложные времена для порта наступили в период «перестройки» и 90-е годы прошлого столетия. Объемы перерабатываемых грузов тогда упали вначале до 450 тыс. тонн, затем до 350 тыс. тонн, а в 1995 году составили всего 74 тыс. тонн.

В настоящее время основной задачей порта продолжает оставаться перевалка грузов, доставляемых в порт речными судами, на морские суда с дальнейшей доставкой в пункты Охотского побережья и северного Сахалина, куда, впрочем, грузы доставляются и без перевалки в морском порту судами типа «река – море». Безопасность мореплавания на акватории порта и на подходах к нему обеспечивает филиал ФГУ «Администрация морского порта Ванино» в морском порту Николаевск-на-Амуре.

Андрей СПИРИДОНОВ, капитан морского порта Николаевск-на-Амуре – филиала ФГУ «АМП Ванино»

СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ

В период с 2000-го по 2012 год количество грузов, доставляемых через Николаевский-на-Амуре морской порт по Северному завозу, значительно уменьшилось и составляет в среднем 50 тыс. тонн за навигацию. Объём грузооборота в основном зависит от потребностей населенных пунктов Аян, Киран, Чумикан и других на побережье Охотского моря в грузах, поступающих из портов реки Амур.

Доставка грузов по Северному завозу через морской порт Николаевск-на-Амуре является лишь небольшой частью от общего объёма перевозок и перевалки грузов и находится в пределах 20%. Основной грузопоток через морской порт Николаевск-на-Амуре составляют лесные грузы направлением в Японию, Южную Корею, Китай. В 2011 начались перевозки в Китай золотосодержащей руды.

За 3-летний период объём судозаходов по Северному завозу составил в навигацию 2010 года – 30, в навигацию 2011-го – 26, в навигацию 2012-го – 29.

Доставка грузов в северные населённые пункты осуществляется самоходными судами грузоподъёмностью от 500 до 3000 тонн. Основными судоходными компаниями, участвующими в доставке грузов, являются ОАО «Амурское пароходство», ООО «Ардис», ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт», Артель старателей «Восток».

НАВИГАЦИЯ В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФИЛИАЛА

Навигация в морском порту Николаевск-на-Амуре является сезонной и, как правило, начинается с середины мая и заканчивается в середине ноября. Особенность навигации – это то, что доставка грузов в северные районы начинается с конца июня. Причиной задержки является лёд в Охотском море, который сходит позже на месяц, чем начало самой навигации в морском порту Николаевск-на-Амуре.

Основная деятельность капитана порта заключается в обеспечении безо-пасности мореплавания всех судов, заходящих и выходящих из морского порта. Как правило, капитан морского порта издаёт распоряжения и приказы, касающиеся безопасности плавания судов. Данные распоряжения и приказы доводятся до сведения капитанов судов и их судовладельцев, которые используют их в своей работе.

В морском порту Николаевск-на-Амуре установлена береговая аппаратура АИС, обеспечивающая контроль за движением и стоянкой судов, находящихся на акватории порта. Данное оборудование установлено в 2010 году и значительно помогает в обеспечении безопасности плавания судов.

Существенных изменений по доставке и перевалке грузов по Северному завозу в навигацию 2012 года не произошло.

ПРОБЛЕМЫ ФЛОТА И ИНФРАСТРУКТУРЫ

Развитие золотодобывающей промышленности на побережье Охотского моря и частая смена мест базирования артелей, разрабатывающих месторождения золота, требуют осуществлять доставку грузов на необорудованный причальными сооружениями берег. Кроме того, в населенные пункты Аян, Киран, Чумикан и другие на побережье Охотского моря грузы также доставляются на необорудованный берег, потому что там нет причальных сооружений для приёма, выгрузки и погрузки судов. А такие операции должны выполняться судами, специально построенными для этих целей.

Между тем, имеющийся флот стремительно стареет, и количество барж, судов и катеров, необходимых для выгрузки грузов с судна на берег, неуклонно сокращается. Это значительно увеличивает сроки обработки судов на рейде населенных пунктов и, соответственно, сроки доставки всего объема грузов. Поэтому для обеспечения своевременного и полного завоза грузов в пункты, расположенные на берегу Охотского моря, прежде всего, необходимо пополнение и обновление флота, а затем и гидротехнические сооружения. Этот вопрос должен решаться на уровне Правительства Хабаровского края с учетом программы развития Дальнего Востока.

Краевое правительство постоянно держит на контроле вопрос обеспечения Северного завоза. Однако, несмотря на это, случаи невыполнения плана по завозу грузов иногда возникают.

Причины разные. Помимо указанных, нужно еще назвать использование не в полной мере благоприятного навигационного периода для этого района (с середины июня по сентябрь) из-за несвоевременной доставки грузов в порты их отправления, расположенные на реке Амур.

Кроме этого, судовладельцы иногда отвлекают свой флот для выполнения других задач, более выгодных с экономической точки зрения. Расчет судовладельцев выполнить завоз груза в последние дни навигации, как правило, себя не оправдывает из-за сложных метеорологических условий, которые нередко приводят к гибели барж с грузом, что подтверждает анализ аварийности в морском порту Николаевск-на-Амуре.

Анализ аварийных случаев также показывает, что суда, осуществляющие каботажное плавание в морских районах, остаются без контроля со стороны контролирующих и надзорных органов по причине отсутствия средств дальнего обнаружения, которые имеют суда заграничного плавания и в настоящее время устанавливаются на речные суда. Решение вопроса установки средств дальнего обнаружения на суда каботажного плавания значительно повысит контроль за данными судами в море и, соответственно, приведёт к снижению аварийности.

Несмотря на то, что в настоящее время объемы перевозок стабилизировались и кардинальных изменений по количеству грузов для пунктов Охотского побережья и северного Сахалина не предвидится, необходимо ежегодно планировать Северный завоз с учетом своевременной доставки грузов в порты отправления, расположенные на реке Амур, готовить флот к выполнению этой кампании, своевременно начинать завоз груза, а также осуществлять постоянный контроль за выполнением графика перевозок.

Морские порты 8 (2012)

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*