Сергей Франк: «Наше главное конкурентное преимущество — человеческий капитал»

Планы освоения российского континентального шельфа предусматривают в том числе повышение эффективности морских грузоперевозок в сложных климатических условиях. Значительная, если не ведущая роль в решении этой задачи отводится Совкомфлоту.

О том, что на пороге 2013 года представляет собой крупнейшая судоходная компания России, мы попросили рассказать ее руководителя Сергея Франка.

– Сергей Оттович, что сегодня представляет собой группа компаний Совкомфлот? Какую долю мирового рынка морских транспортныхнспортных услуг она занимает?

– Группа компаний Совкомфлот специализируется на морской транспортировке энергоносителей. Морским транспортом ежегодно перевозится более 2,5 млрд тонн нефтеналивных грузов, что составляет свыше 90% перевозок углеводородов в мире. Можно сказать, что танкерная индустрия в значительной степени обеспечивает энергией мировую экономику. В перевозках задействовано почти 6 тысяч судов различных типоразмеров общим дедвейтом более 400 млн тонн. А СКФ входит в пятерку ведущих мировых танкерных компаний и занимает лидирующие позиции в целом ряде сегментов рынка.

– В каких, например?

– Например, танкеров «Афрамакс» и «Суэцмакс», арктических челночных танкеров. Флот СКФ насчитывает 156 судов общим дедвейтом около 12 млн тонн. У нас самый большой в мире танкерный флот ледового класса – более трети всех судов. Сегодня численность персонала Совкомфлота в море и на берегу составляет свыше 9 тысяч человек. Ежедневно наши суда находятся в более чем 40 различных странах мира, что говорит о международном характере бизнеса СКФ.

– А если говорить о российском рынке?

– Доля группы компаний на российском рынке морских танкерных перевозок составляет около 25%, за нами – четверть российского экспорта нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа. В 2013 году Совкомфлот отметит серебряный юбилей – в 1988-м компания стала одним из первых акционерных обществ в новейшей истории России. Все эти годы СКФ работает в условиях открытой конкуренции, без привлечения государственных дотаций. Мы конкурируем за каждую тонну перевозимого груза. Сегодня около 35% нашей выручки генерируется обслуживанием российской грузовой базы, а 65% приходится на перевозки грузов иностранных фрахтователей.

– Год назад СКФ принял новую стратегию развития. Какие важные события произошли в компании за это время?

– В рамках решения задач стратегии в 2011-2012 годах мы заключили долгосрочные контракты на транспортировку углеводородов с такими компаниями, как Gazprom Global LNG, Royal Dutch Shell, СИБУР. Пополнился флот совместного предприятия с ведущим мировым нефтетрейдером Glencore (сегмент судов-продуктовозов класса MR и LR1). Летом этого года осуществлена технически сложная инженерная операция по буксировке и установке основания одной из крупнейших в мире добывающих платформ «Беркут». В декабре в эксплуатацию будет принято головное судно новой серии «Витус Беринг». Это многофункциональные ледокольные суда снабжения добывающих платформ, заказанные «Совкомфлотом» для работ в рамках проекта «Сахалин-1».

– Как сейчас складывается ситуация на мировых фрахтовых рынках?

– В настоящее время фрахтовый рынок переживает четвертый год стагнации, связанной с замедлением темпов роста мировой экономики. Конъюнктура рынка танкерных перевозок по-прежнему складывается не в пользу судовладельцев. Дисбаланс между предложением грузоперевозки и имеющимся мировым флотом танкеров является определяющим фактором.

– Что предпринимает в таких условиях Совкомфлот?

– Важно, что благодаря сбалансированной стратегии развития и консервативной фрахтовой политике даже в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры нам удается переживать фазу отраслевого кризиса лучше, чем большинству наших конкурентов. Мы последовательно выполняем инвестиционную программу и работаем с прибылью. Стратегия СКФ-2017 предусматривает дальнейшее развитие с приоритетом на перевозки СПГ и обслуживание добычи углеводородов на континентальном шельфе, включая новые сегменты деятельности, такие как морское бурение. В будущем мы хотим стать комплексным подрядчиком для крупнейших нефтегазовых компаний. СКФ будет поддерживать лидирующие позиции в конвенциональных танкерных перевозках, а также продолжит развивать уникальную специализацию в области морской транспортировки энергоносителей в сложных ледовых и климатических условиях.

– Как развиваются отношения с предприятиями российского судостроения?

– Мы давно и успешно сотрудничаем на конкурентной основе. Исторически Совкомфлот является крупнейшим заказчиком гражданского судостроения России. Адмиралтейские верфи (Санкт-Петербург) качественно и в срок выполнили крупный заказ на строительство серии танкеров-продуктовозов класса MR. Там же были построены и уже приступили к работе уникальные челночные арктические танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», способные работать без ледокольного сопровождения во льду толщиной до 1,2 м. Выборгский судостроительный завод изготовил и поставил 90% конструкций для серии судов снабжения «Витус Беринг», которые строятся на верфи Arctech – совместного предприятия российской ОСК и STX Finland.

– Каким образом СКФ поддерживает конкурентоспособность среди компаний своего сегмента?

– В экономике существует такое понятие, как «устойчивые факторы конкурентоспособности компаний». Я считаю, что в нашей компании таких факторов четыре. Первый – это наши активы. СКФ оперирует одним из самых высокотехнологичных и молодых флотов в мире. Мы активно развиваем инновационные, энергосберегающие технологии, постоянно совершенствуем систему безопасности морских перевозок.

Второй фактор – это устойчивые взаимоотношения с клиентами. При заключении долгосрочных контрактов ключевое значение имеет способность компании эффективно и гарантированно решать самые сложные технические и коммерческие задачи, и мы это успешно делаем. Не случайно первоклассные нефтегазовые компании и трейдеры доверяют нам свои грузы уже не один десяток лет.

Третий фактор – это доступ к капиталу и его стоимость. Консервативная бизнес-модель компании позволяет получать достаточно привлекательные условия финансирования от банков даже в непростые для танкерной отрасли времена, что делает наши предложения клиентам более выгодными.

Но главным фактором нашей конкурентоспособности является человеческий капитал. Российская морская школа, которую мы активно поддерживаем, сохранила свои традиции. Компания активно работает во всех основных морских центрах страны – Санкт-Петербурге, Мурманске, Владивостоке, Находке, Новороссийске – танкерной столице России. Наша команда – это сплав знаний и опыта, традиций всех направлений российской морской школы. Все это дает нам большое преимущество. И не случайно, конкурируя на открытом рынке, мы добивались успеха не только в России, но и в крупных зарубежных проектах, таких как Tangguh (Индонезия), Escobar (Аргентина), Peregrino (Бразилия). Сейчас компания готовится участвовать в проектах НОВАТЭКа.

– Каким вы видите завтрашний день морской транспортировки энергоносителей в Арктике?

– Сегодня есть все основания утверждать, что появились признаки устойчивого транзитного судоходства по Севморпути, расширяется период летних навигаций. Совкомфлот и НОВАТЭК при поддержке Росатомфлота стали первопроходцами, открывшими принципиально новую страницу в истории арктической навигации – плавание по маршрутам СМП крупнотоннажных танкеров.

– По какому сценарию, на ваш взгляд, будут развиваться грузоперевозки по СМП?

– По некотором оценкам, грузопоток по Севморпути может достигнуть 50 млн тонн в год. Мы считаем, что его основу создадут грузы энергетического профиля, зарождающиеся в первую очередь в арктических и субарктических регионах. В обозримом будущем в процессе реализации конкретных проектов будет создана определенная грузовая база. Судоходство в арктических условиях потребует выработки особой конструкции судов, дополнительной «ледовой» подготовки экипажей, работы по оценке и страхованию рисков. Для дальнейшего развития Севморпути потребуется создание дополнительной инфраструктуры, связанной с обеспечением безопасности для пользователей этого маршрута, с ледокольным и картографическим обеспечением, внедрением системы реагирования на внештатные ситуации. В настоящее время в работу активно включены профильные министерства, которые предметно занимаются этой деятельностью, вопросы решаются, и это обнадеживает.

– Насколько готов к этому СКФ?

– На мой взгляд, у нас хорошие перспективы. Компания накопила многолетний опыт безопасной работы в высоких широтах, наши суда каждый день работают во льдах проекта «Варандей», мы первыми начали отгрузки крупнотоннажным танкером «СКФ Нева» из Обской губы на Ямале. «Совкомфлот» обладает обширным опытом работы в субарктических условиях Охотского моря.

– В чем заключаются особенности транспортировки энергоресурсов в сложных климатических условиях?

– Главная особенность – повышенный риск. Именно поэтому у нас разработаны «фирменные» программы подготовки экипажей к плаванию в условиях северных морей. Завершается подготовка к открытию специализированного учебно-тренажерного центра СКФ в Санкт-Петербурге, где будет задействовано самое современное, не имеющее аналогов в мире оборудование. У каждого нового проекта свои особенности, которые необходимо учитывать в конструкции судов и при их эксплуатации. В Совкомфлоте действует инженерный центр, который занимается разработкой и внедрением инноваций в конструкции судов, взаимодействием с НИИ, проектными организациями и верфями, на которых мы заказываем суда. В 2011 году большой коллектив разработчиков проекта Варандейского отгрузочного терминала был удостоен Премии Правительства РФ в области науки и техники за разработку и промышленное внедрение инновационных решений в условиях акватории морей Северного Ледовитого океана. Компания неоднократно становилась лауреатом авторитетных профессиональных премий. Все это формирует положительный международный имидж не только компании, но и страны, которую мы представляем.

– Как подбирается персонал на суда СКФ?

– Прежде всего, мы ориентируемся на продвижение специалистов, с которыми работаем долгие годы и которых отбираем из числа выпускников морских академий. Уже второй год совместно с Государственной морской академией им. адмирала Макарова в Санкт-Петербурге мы набираем целевые группы курсантов, которые после окончания второго курса проходят практику на судах Совкомфлота, посещают дополнительные занятия, знакомятся со спецификой компании и в дальнейшем имеют возможность получить работу в нашей компании. С 2013 года целевой набор будет вестись и в Морской академии им. адмирала Невельского во Владивостоке. Сложность технических решений на транспорте будет неуклонно возрастать, и технически грамотных специалистов нам, безусловно, понадобится еще больше. В ближайшие три-четыре года нам предстоит подготовить около 40 высококвалифицированных экипажей, которые будут работать на новых судах и выполнять задачи, о которых пять лет назад мы еще и не мечтали.

– Ваши увлечения тоже связаны с морем?

– Специфика морской профессии такова, что приходится быть на связи 24 часа в сутки 365 дней в году. Не так уж много времени остается на хобби. Но если свободная минута появляется, я люблю почитать хорошую книгу, например, по общей истории, истории искусства, философии. Сейчас много забот и приятных хлопот связано с воспитанием младшего сына, который готовится пойти в школу.

По материалам «Вестника СКФ»

Морской флот 6 (2012)

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*