Портовая ОЭЗ в Мурманской области

Создание в Мурманской области портовой особой экономической зоны неразрывно связано с реализацией проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» (КМТУ), направленного на освоение новых территорий на западном берегу Кольского залива. Проект КМТУ был инициирован ещё в 2005 году крупным инвестором, планировавшим строительство терминала по перевалке угля мощностью около 20 млн тонн в год. Уже в 2007 году появилось обоснование инвестиций по проекту КМТУ, а в 2008году Правительством Мурманской области была подана заявка на создание портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Однако на конкурсе мурманская заявка не прошла.

Только при губернаторстве Дмитрия Дмитриенко удалось добиться учреждения ПОЭЗ на территории Мурманской области, минуя конкурсную процедуру, специальным Постановлением Правительства РФ от 12.10.2010 г. 800.

Александр КАЗАКОВ, заместитель генерального Директора компании «Финансовый и организационный консалтинг» (ФОК)

Условием получения статуса ПОЭЗ прямым постановлением Правительства РФ был отказ региональных властей от претензий на федеральное финансирование создания инфраструктуры особой зоны. При этом основными целями создания ПОЭЗ были продекларированы – форсирование реализации проекта КМТУ и привлечение крупных инвесторов. Частично их удалось достичь уже в 2011 году, когда было начато проектирование ключевой в рамках проекта КМТУ железнодорожной ветки ст.Выходной – ст.Лавна. В том же году начались работы и в рамках ПОЭЗ.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПРОЕКТОВ КМТУ И ПОЭЗ

В 2011 году была разработана и принята Наблюдательным Советом Концепция создания и развития портовой особой экономической зоны (далее – Концепция), подготовлен проект планировки территории 1 этапа развития ПОЭЗ (далее – ППТ) – грузового района «Лавна» с совокупными плановыми объемами перевалки (на полной мощности) более 50 млн тонн. В 2012 году ППТ получил необходимые согласования и будет рассмотрен Наблюдательным Советом ПОЭЗ в 1 квартале 2013 года.

Уже из названия следует, что проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» является комплексным и включает в себя реализацию нескольких частных инвестиционных проектов по созданию транспортной инфраструктуры – это строительство угольного и нефтяного терминалов на западном берегу Кольского залива, модернизация угольного терминала и строительство контейнерного терминала на восточном берегу Кольского залива, а также мероприятия выполняемые за счет средств федерального бюджета – строительство железнодорожной ветки ст. Выходной – ст. Лавна и развитие акватории порта Мурманск. Следует отметить, что не все эти планы выглядят реалистичными с позиции сегодняшнего дня, особенно в части создания в Мурманском порту относительно мощного контейнерного терминала.

В рамках 1 этапа проекта КМТУ (о чем говорилось выше) было разработано обоснование инвестиций в проект, утверждены границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.

В настоящее время в рамках 2 этапа, по заказу ФКУ «Ространсмодернизация», ООО «НПО «Мостовик» заканчивает проектные работы, направленные на создание объектов железнодорожный инфраструктуры в районе порта Мурманск, а также на развитие акватории порта. В первом квартале 2013 года ФКУ «Ространсмодернизация» готовится передать проектную документацию в органы государственной экспертизы.

В июле 2012 года было подписано трехстороннее инвестиционное соглашение в рамках реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Соглашение подписано между ФКУ «Ространсмодернизация», частным инвестором ООО «Морской торговый порт «Лавна» и Правительством Мурманской области. Данное инвестиционное соглашение предусматривает взаимодействие сторон при строительстве объектов федеральной собственности – железнодорожной ветки на западный берег Кольского залива, базы портового флота, дноуглубительных работах в акватории залива и объектов частной собственности – угольного терминала. Этот терминал будет создан в границах ПОЭЗ, как раз на участке с разработанным и утвержденным проектом планировки территории (1 этап развития ПОЭЗ).

Частным инвестором по проекту выступает ООО «Морской торговый порт «Лавна», созданное на паритетных началах ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» и ЗАО «Холдинговая компания «Сибирский деловой союз». Проблем у терминала с грузовой базой возникнуть не должно, компании-партнеры занимают соответственно 2-е и 3-е места по объему добычи угля в России (по оценке в 2012 году их добыча составить 45 млн и 24 млн тонн соответственно).

Подписание данного инвестиционного соглашения имеет особое значение для Мурманской области, так как оно означает переход к практической фазе реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», а также к активному развитию ПОЭЗ, и является наглядным примером взаимной заинтересованности участников проекта в его скорейшей и успешной реализации.

Соглашением предусмотрен календарный график выполнения работ, который составлен с учетом одновременного завершения строительства железнодорожной ветки и первой очереди угольного терминала мощностью 6 млн тонн в год. После чего запланировано ввести в эксплуатацию еще две очереди комплекса, которые увеличат его возможности по перегрузке до 18 млн тонн в год. При этом частный инвестор ООО «Морской торговый порт «Лавна» инвестирует в строительство только первой очереди угольного терминала более 6 млрд рублей, а всего – 14,5 млрд рублей.

Первая очередь терминала должна быть запущена в 2015 году. Однако сегодня этот срок вызывает сомнения, так как, не смотря на высокую готовность частного инвестора (наличие проекта прошедшего государственную экспертизу, определенность с имущественными вопросами), строительство железнодорожной ветки ст.Выходной – ст.Лавна задерживается, как по причине неготовности проектной документации, так и в связи с конфликтом с жителями посёлка Молочный по вопросу трассировки железной дороги.

Реализация проекта по строительству угольного терминала на пока ещё мало освоенном Западном берегу Кольского залива с учетом строительства новой железнодорожной ветки позволит не только увеличить грузооборот и укрепить позиции морского порта Мурманск на рынке оказания портовых услуг, но и создать предпосылки для развития нового мощного портового района, в частности, в районе устья реки Лавна.

Однако следует признать, что проект строительства мощного угольного терминала на Западном берегу Кольского залива, скорее всего, был бы реализован и в рамках проекта КМТУ без включения его в границы ПОЭЗ.

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЭЗ

В ходе разработки Концепции создания и развития ПОЭЗ были системно проанализированы возможности развития порта Мурманск как портовой экономической зоны, выявлены сильные и слабые стороны, «узкие» места и перспективные направления. На основании полученных результатов был сделан вывод о целесообразности создания ПОЭЗ на базе порта Мурманск и описаны три сценария развития ПОЭЗ, обусловленные объемом спроса на услуги порта, его позиционированием на российском и зарубежных рынках.

К сожалению, сегодня ПОЭЗ развивается по наихудшему из трех – инерционному сценарию. Это произошло по следующим причинам:

недостаточная/несвоевременная модернизации железнодорожной инфраструктуры;

ограниченность спроса на услуги (как по причине негативной мировой конъюнктуры, так и в связи с потерей рынка освоения Штокмановского месторождения);

нерешенность земельных, организационных и правовых проблем.

При этом последний блок проблем является основным сдерживающим фактором развития ПОЭЗ. Механизмы регулирования деятельности ПОЭЗ не совершенствуются, управление сталкивается с нерешенными земельными и правовыми вопросами, мероприятия по продвижению не выполняются, как следствие новых инвесторов привлечь не удается.

Корень этого – в отсутствии управляющей компании или исполнительного органа власти в Мурманской области, который занимался бы исключительно управлением и развитием ПОЭЗ. Полномочия по управлению ПОЭЗ в настоящее время делегированы Министерству экономического развития Мурманской области, которое в силу своей загруженности по другим направлениям экономического развития региона, а также ограниченного кадрового потенциала, не в состоянии эффективно и в оперативном режиме управлять развитием ПОЭЗ.

При этом вариант с созданием управляющей компании в форме открытого акционерного общества со 100% долей (на этапе создания) Правительства Мурманской области (далее – УК) видится наиболее привлекательным. Участие государства в акционерных обществах является наиболее эффективной формой присутствия в экономике, позволяющей обеспечивать государственно-частное партнерство, размещать ценные бумаги на фондовом рынке, привлекать частные инвестиции и оперативно изменять размеры пакетов акций, находящихся в государственной собственности.

СКРЫТЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Правительством Мурманской области 16 марта 2012 года было принято Постановление 80-ПП/4 «О формировании и развитии отраслевых и территориальных кластеров в Мурманской области». На данный момент из всех выделенных кластеров наиболее перспективными для развития ПОЭЗ выглядят технологический кластер шельфовой добычи в Арктике, а также рыбохозяйственный кластер.

Одной из важнейших точек роста для рыбохозяйственного кластера должна стать портовая особая экономическая зона. На территории ПОЭЗ среди прочих разрешено функционирование предприятий перерабатывающих водные биологические ресурсы (далее – ВБР).

Перспективы для развития рыбохозяйственного кластера в рамках ПОЭЗ включают в себя:

Увеличение ресурсной базы за счет импортного сырья.

Поставки продукции глубокой переработки ВБР на растущие европейские рынки.

Технические инновации – возможности приобретения инновационного оборудования без пошлин. Так, например, в 1997 году в Японии была разработана новая технология замораживания CAS (Cells Alive System – позволяет сохранить качество свежих продуктов, не разрушая клеток) скоропортящихся свежих продуктов питания, чтобы сохранить их качество при длительном хранении. Эта технология позволяет производителям осуществлять перевозки на дальние расстояния. В Японии наблюдался ряд случаев, когда внедрение CAS-технологий способствовало оживлению промышленности небольших изолированных островов.

Производство функциональных продуктов, сырьем для которых выступают ВБР. В последние годы в мире растет уровень заболеваний сахарным диабетом, артериальной гипертензией, гиперлипидемией, ожирением и другими болезнями, связанными с образом жизни. Функциональные пищевые добавки направленно используются в качестве лекарственных средств, применяемых при заболеваниях, связанных с образом жизни.

Проекты разработки Штокмановского газоконденсатного и Приразломного нефтяного месторождений сформировали на территории Мурманской области необходимые предпосылки для создания технологического кластера. При этом технологический кластер шельфовой добычи в Арктике формируется в постоянно меняющейся окружающей среде, вынуждающей инвесторов корректировать сроки реализации проекта. В настоящее время в связи с добычей сланцевого газа стоимость природного газа в США упала до минимального уровня за десятилетие. Первоначально США рассматривались в качестве основного потребителя сжиженного природного газа Штокмановского газоконденсатного месторождения (далее – ШКГМ), теперь их место заняли страны Азиатско-тихоокеанского региона.

ОАО «Газпром» подана заявка в Роснедра на изменение прописанного в лицензионном соглашении срока ввода в строй ШКГМ. Теперь принятие инвестиционного решения планируется не ранее 2014 года, а начало добычи – не ранее 2019 года. Учитывая, что основная часть инвестиционных вливаний придется на 2013–2020 гг., основные усилия по стимулированию создания кластера со стороны Правительства Мурманской области должны были предприниматься в ближайшее время (2013–2015 гг.).

Другим якорным проектом кластера является проект разработки Приразломного нефтяного месторождения. Для обеспечения работы морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» планируется арендовать базу снабжения и базу производственного обслуживания в г. Мурманск, которая включает (из расчёта бурения 8 скважин в год) трубную, открытую и накопительную площадки, контейнерную площадку, крытый склад, офисные помещения, систему пневматической загрузки сыпучих материалов.

В настоящее время остро назрела необходимость создания береговой базы Арктического шельфа по обеспечению работ по освоению месторождений в Баренцевом, Карском и Печорском морях (комплексной базы обеспечения – КБО). По опыту норвежских коллег, у которых функционирует уже 8 подобных баз (от Ставангера до Киркенеса), КБО представляет собой промышленную площадку с развитой инфраструктурой, которая должна включать в себя склады, мастерские, гаражи, причалы, офисы, установки приготовления буровых растворов и цемента, объекты энергообеспечения, хранения дизельного топлива для судов, хранения пресной воды и т.д. Уже на эту площадку приходят логистические операторы, производители спецоборудования, сервисные компании.

Формат ПОЭЗ как нельзя лучше подходит для реализации подобного проекта. С одной стороны он позволяет снизить инвестиционную нагрузку на инициаторов проекта (в части льгот по налогообложению и специального таможенного режима), а с другой упростить контрольные процедуры – ключевой фактор для сервисных компаний, осуществляющих обслуживание и ремонт шельфового оборудования.

Для осуществления идеи создания КБО одним из ключевых факторов является наличие активного «драйвера» проекта. Норвежские игроки выражают высокую заинтересованность в нем и как инвесторы, и как пользователи, но без российского партнера вряд ли сумеют сдвинуть его с места. Управляющая компания ПОЭЗ, созданная с участием норвежских коллег, видимо, была бы лучшим решением как для администрирования проекта создания КБО, так и для развития Мурманской портовой особой экономической зоны в целом.

Морские порты 10 (2012)

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*