Морские лоцманы обретают новый статус

Правительство РФ 27 декабря 2007 года приняло решение о внесении на рассмотрение Государственной Думы проекта Федерального закона «О внесении изменения в ст. 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации». В настоящее время законопроект находится в Комитете Госдумы потранспорту и готовится к принятию в первом чтении. Он уже был рассмотрен Правовым управлением Думы и не вызвал существенных замечаний со стороны экспертов. Прокомментировать документ мы попросили эксперта юридической фирмы «Вегас-Лекс», старшего юриста Департамента инфраструктурных и транспортных проектов Доврана Гарагозова.

Внесение изменений в п. 2 ст. 87 Кодекса торгового мореплавания РФ осуществляется в целях реализации постановления Конституционного суда РФ от 6 апреля 2004 г. 7-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

Дело в том, что в Конституционный суд обратились международная общественная организация «Ассоциация морских лоцманов России» и автономная некоммерческая организация «Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга». По мнению заявителей, формулировки действующей редакции кодекса содержат весьма расплывчатые определения и формулировки процедуры, что на практике приводит к злоупотреблениям со стороны государства и ущемлению интересов негосударственных организаций по лоцманской проводке судов. Суд поддержал позицию заявителей и признал несоответствующими Конституции вышеуказанные положения кодекса. Обсуждение этого дела носило в суде характер дебатов, о чем свидетельствуют целых два особых мнения судей.

Вносимые изменения призваны устранить неопределенность положений кодекса, регулирующих статус субъекта «морской лоцман», и привести их в соответствие с Конституцией РФ.

Прежняя редакция п. 2 ст. 87 кодекса содержит определение «морского лоцмана» как работника лоцманской службы государственной организации, что значительно сужает возможности реализации частных интересов в этой сфере. В целях реализации конституционных принципов правового государства, гарантирующих равенство экономических субъектов вне зависимости от формы собственности, законодательное определение лоцмана как работника государственной службы предлагается устранить. Данная мера должна положительным образом стимулировать развитие конкуренции и улучшение качества услуг в сфере морской проводки судов.

Вместе с тем некоторые порты имеют не только коммерческое, но и стратегическое значение. И вносимые изменения в п. 2 ст. 87 кодекса призваны защитить интересы Российской Федерации. Это касается и государственной безопасности, и гарантий безопасности транспорта, а также исполнения Российской Федерацией своих обязательств по международным договорам. Таким образом, сводится к нулю риск остановки деятельности порта ввиду отказа негосударственной лоцманской организации от осуществления своей деятельности.

Итак, новая редакция ст. 87 кодекса гарантирует надлежащее удовлетворение стратегических и коммерческих интересов государства в портах первой величины, где сохраняются государственные лоцманские организации, и развитие негосударственных лоцманских организаций в иных портах.

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 87

Кодекса торгового мореплавания

Российской Федерации

Статья 1

Внести изменение в пункт 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, 18, ст. 2207), изложив его в следующей редакции:

«2. В морских портах, имеющих смежные акватории с военно-морскими базами или пунктами базирования военных кораблей, а также морских портах, в которых перевалка опасных и вредных веществ составляет более половины грузооборота, лоцманская проводка осуществляется лоцманскими службами государственных организаций.

Перечень морских портов, в которых лоцманская проводка осуществляется лоцманскими службами государственных организаций, устанавливается Правительством Российской Федерации».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*