Кризис тянет на «дно»

Последствия кризисных явлений в российской экономике не сразу, но все же отразились на транспортной отрасли. И чем дальше, тем сложнее определить, насколько же глубоким будет падение, когда экономика выйдет из рецессии ивнешнеторговый оборот России выйдет на докризисный уровень, возобновит свой рост.

Чтобы понять, что происходит на местах, в морских портах, которые являются ключевыми узлами внешнеторговых отношений, журнал попросил руководителей крупнейших отечественных портов ответить на вопрос: «Как повлияли последствия мирового экономического кризиса на производственную деятельность вашего предприятия? Какие меры противодействия были предприняты менеджментом и что планируется сделать по минимизации потерь (объемов перевалки, выручки и т.п.) и выходу из кризисной ситуации? Ваш мини-прогноз о глубине и продолжительности кризиса». Сегодня мы публикуем ответы тех руководителей, кто согласился дать свои комментарии.

ВИКТОР МОРОЗОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО «МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ»

– Девальвация рубля, снижение стоимости энергоносителей на мировых рынках, спад в металлургической промышленности, высокая инфляция и т.п. – все эти проблемы, безусловно, оказывают свое влияние на наше предприятие и вносят коррективы в намеченные планы.

Еще в декабре 2008 года нами было рассмотрено несколько вариантов развития событий, в том числе и сокращение объемов грузопереработки. В зависимости от исполнения бюджетных показателей будут корректироваться объемы закупки импортной дорогостоящей техники, реализовываться планы по сокращению расходов предприятия.

Кроме того, начиная с 01.01.2009 г., идя навстречу просьбам наших партнеров, в связи с резким падением стоимости энергоносителей и общим снижением их потребления, нами были снижены на 10% тарифы на комплекс работ и услуг по перевалке угля, что должно способствовать сохранению грузопотоков.

По мнению многих экспертов, в 2009 году кризисные явления будут продолжать оказывать влияние на мировую экономику, и мы, естественно, к этому готовимся, но ведущую роль в преодолении наиболее тяжелых проявлений кризиса и в решении задач глобального характера должно взять на себя государство. Для этого необходимо осуществить комплекс антикризисных мер, в том числе:

снизить цены на бензин и дизельное топливо, металлопродукцию и строительные материалы. Цены на сырье для производства этих товаров значительно снизились, а на конечную продукцию снижения цен фактически не произошло;

сохранить на прежнем уровне тарифы на электроэнергию;

снизить железнодорожные тарифы на перевозки грузов. Необходимо отметить, что тарифы на железнодорожные перевозки с 01.01.2009 г. уже увеличились на 5 % и озвучено их последующее повышение с 01.07.2009 г.;

сохранить в 2009 году размер арендных платежей за аренду операторами морских терминалов государственного имущества на уровне 2008 года. Данные платежи жестко связаны с тарифами на погрузочно-разгрузочные работы. Любое повышение арендной платы должно осуществляться параллельно с пересмотром ФСТ РФ стоимости услуг операторов морского терминала;

отменить штрафные санкции, предусмотренные ст. 15.25 КоАП за нарушение сроков получения резидентами на свои банковские счета иностранной валюты или валюты РФ от нерезидентов. Необходимо учитывать то обстоятельство, что в договорах (контрактах) на оказание услуг/работ сроки устанавливаются жесткие, так как сами предприятия-резиденты заинтересованы в получении денежных средств за оказанные работы/услуги. Из-за штрафа, предусмотренного КоАП, резиденты вынуждены устанавливать длительные сроки оплаты, и в результате деньги получишь поздно, и при этом все равно от штрафа не гарантирован.

СЕРГЕЙ ЧЕЛЯДИН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО «МОРСКОЙ ПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

– По итогам 2008 года грузооборот группы компаний «Морской порт Санкт-Петербург» снизился по сравнению с 2007 годом на 8% прежде всего по таким видам грузов, как зерно, минеральные удобрения, металлолом.

Снижение показателей работы связано, с одной стороны, со снижением деловой активности на рынке в условиях экономического кризиса, с другой – с выведением из эксплуатации ряда производственных объектов в связи с проводимыми в группе компаний мероприятиями по модернизации производства и оптимизации технологических процессов.

В сложившихся условиях руководство компании совместно с профсоюзными комитетами реализует ряд мероприятий, направленных на снижение негативных последствий мирового экономического кризиса и нацеленных на сохранение трудового коллектива компании.

Компания продолжает реализацию начатой Программы развития портовой инфраструктуры. Завершено строительство Ро-Ро терминала на территории Первой стивидорной компании, начато строительство первой очереди контейнерного терминала на территории Четвертой стивидорной компании. Строительство специализированных терминалов обусловлено переходом на обработку более рентабельных для компании и, вместе с тем, экологически безопасных для города грузов.

ВЯЧЕСЛАВ ПЕРЦЕВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ»

– Поднятая журналом тема является весьма актуальной для стивидорных компаний Дальнего Востока. Негативные тенденции глобального экономического кризиса отражаются на грузообороте порта. Отчетливо это видно по результатам работы в январе 2009 года.

Итоги месяца продемонстрировали снижение грузопереработки на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время хочу обратить внимание на то, что в этом снижении есть доля как мировых финансовых проблем, так и проблем сугубо российских.

Не последнюю роль в уменьшении грузооборота «ВМТП» сыграло повышение пошлин на ввоз подержанных иномарок. Январские результаты работы говорят о почти 85% уменьшении этого грузопотока.

Есть и еще один нюанс не в нашу пользу. Таможенный пост «Морской порт Владивосток», в зону ответственности которого входит порт, не был включен в перечень таможенных органов и структурных подразделений для декларирования металлолома. В свою очередь, доля ВМТП в общем объеме экспорта лома черных металлов среди портов российского Дальнего Востока составляла более 25%. Можно уже предположить, как такое решение отразится на работе порта.

Отвечая на вопрос о мерах противодействия, предпринятых руководством ВМТП, могу сказать, что нами принято решение не повышать в I квартале 2009 года уровень тарифов на контейнеры, средства транспорта и технику. Планировалась же индексация на 14%.

Также особое внимание будут уделять обсуждению нормы единовременного хранения, необходимой конкретному грузовладельцу в текущих условиях. Очень сложно оценить возможное изменение грузопотока в существующей ситуации, однако мы уверены, что оперативный мониторинг состояния рынка и «адресная» работа с нашими клиентами позволят нам продолжить взаимовыгодное сотрудничество в период экономического спада.

В настоящее время представители крупных японских автомобильных концернов и их российские трейдеры выразили заинтересованность в части возможных поставок новых авто в РФ через Владивостокский морской торговый порт. Кроме того, менеджментом порта разрабатывается ряд проектов, которые предусматривают работу с транзитным грузопотоком подержанных японских машин, следующих в Китай и Монголию по железной дороге в контейнерах и в специальных вагонах-сетках.

Самым активным образом в коммерческих предложениях будут использоваться преимущества сквозной ставки при доставке грузов – ВМТП входит в Транспортную группу FESCO.

Падение курса российского рубля по отношению к доллару США стимулировало рост экспорта металлопродукции. Среди клиентов порта есть грузовладельцы, представляющие крупнейшие российские металлургические предприятия.

Что касается прогнозов, то по большому счету все будет зависеть от действий Правительства РФ, его оперативности в принятии решений. Если говорить о транспортной отрасли – ожидаем некоторой стабилизации уже во второй половине этого года. Конкретно о нашей компании – снижение грузооборота по году запланировано на 30%.

АЛЬФИР БОГУДИНОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО «ПОРТ ВАНИНО»

– На текущий момент мы не готовы заявить о том, что последствия мирового кризиса уже нашли отражение в показателях эффективности деятельности ОАО «Порт Ванино». В 2008 году грузооборот компании составил 6,6 млн тонн –

102,2% от уровня 2007 года.

Сохранить десятилетнюю тенденцию к медленному, но стабильному росту грузооборота в 2008 году удалось за счет привлечения дополнительных объемов угля, увеличения объемов перевозок металлов, руды и роста перевозок внешнеторговых грузов в контейнерах через порт Ванино.

При этом традиционный для порта Ванино грузопоток круглого леса сократился почти на 400 тыс. тонн. Причины падения объемов перевалки лесных грузов известны: ожидаемое введение с 2009 года запретительных таможенных пошлин привело, с одной стороны, к прекращению деятельности ряда лесоэкспортеров, с другой – к падению спроса на российский лес на внешнеторговых рынках, поскольку импортеры заключили долгосрочные контракты с производителями леса из других стран.

Совокупное влияние двух факторов – ожидание введения заградительных пошлин и рецессия в странах АТР – привело к обвалу рынка российского круглого леса на Дальнем Востоке, что негативно отразилось на объемах перевалки грузов.

В 2009 году ОАО «Порт Ванино» планирует сохранить достигнутые в последние годы объемы грузопереработки за счет изменения структуры грузооборота. Согласно умеренному сценарию, по всем направлениям перевозок запланировано перегрузить 6,3 млн тонн грузов с вероятным отклонением в пределах 10%. На данный момент нет достаточных оснований к существенной корректировке сформированного плана.

Таким образом, в настоящее время влияние мирового кризиса непосредственно на деятельность ОАО «Порт Ванино» характеризуется в главном:

- ростом негативных ожиданий;

- ростом уровня неопределенности и снижением уровня достоверности в прогнозах грузооборота на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Негативные ожидания и рост рисков вынудили менеджмент принять антикризисный бюджет на 2009 год, предусматривающий максимальную экономию средств и сокращение инвестиционных программ. Мероприятия по сокращению инвестиционного плана были предприняты уже в IV квартале 2008 года.

В 2009 году в оборудование основного и вспомогательного производств, информационные технологии и строительство планируется вложить ровно столько финансовых средств, сколько необходимо для выживания производства в условиях глобальной рецессии.

<!— /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-update:auto; mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} —>

Морские Порты 1 (72) 2009

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*