Корветы типа Flower

Корветы типа FlowerКорветы типа Flower — тип корветов периода Второй мировой войны. Корабли, сыгравшие огромную роль в битве за Атлантику и ставшие для англичан таким же символом победы, каким для нас является танк Т-34. Предназначались для противолодочной охраны трансатлантических конвоев, однако, выполняли разнообразные боевые задачи, в том числе, патрульную и минно-тральную службу. Всего было построено 267 корветов этого типа.

История создания
Осознав в 1939 году неизбежность войны, британское Адмиралтейство спешно приступило к перевооружению флота. По опыту Первой мировой войны было ясно, что потребуются небольшие корабли сопровождения прибрежных конвоев для защиты от подводных лодок (Понимание важности ПВО и усиление зенитного вооружения пришло с началом войны). Адмиралтейство обратились в фирму «Smith’s Dock Со. Ltd South Bank» в Мидлсборо с просьбой разработать проект корабля, который, который можно было бы быстро и в больших количествах строить на верфях, не имеющих опыта военного кораблестроения. В качестве прототипа было выбрано ранее построенное на той же фирме китобойное судно «Southern Pride», использовавшее простую в обслуживании паровую машину, но в качестве топлива уголь был заменен нефтью. Корпус корабля удлинили для размещения погребов боезапаса и возросшего экипажа.
Скорость нового корабля, 16 узлов, хотя и невысокая, но была больше, чем у подводной лодки в подводном положении, зато малая длина позволяла описывать циркуляцию практически на месте. Вооружение состояло из открытой четырехдюймовой пушки (англ. BL 4 inch Mk IX naval gun) на тумбе, и (если повезет) двухфунтового зенитного орудия пом-пом (англ. Pom-Pom (Gun)) времен Англо-Бурской войны на возвышении в корме. Все это дополнялось парой пулемтов Льюиса на мостике. Первые корветы, с их коротким полубаком и мостиком китобоя мало походили на военные корабли: на волне экипажи, состоявшие из новобранцев и резервистов, очень быстро укачивало, а из-за короткого полубака палубу в районе надстройки сильно заливало. Из-за малого размера, при попадании торпеды судно тонуло за считанные минуты.
После поражения Франции в июне 1940, подводные лодки стран оси получили удобные базы в оккупированных гитлеровскими войсками атлантических портах. В результате выяснилось, что во-первых, в противолодочной обороне нуждаются корабли на всем пути следования, а во-вторых, их маршруты следования оказались в пределах досягаемости немецких бомбардировщиков и торпедоносцев. Срочно была организована система конвоев, но из-за недостатка эскортных кораблей, вся нагрузка по их охране пала на корветы класса Flower, единственный тип, который можно было строить быстро и в массовых количествах, несмотря на то, что они не были расчитаны на длительное плавание и не имели достаточного зенитного вооружения. Благо, корабли унаследовали от своего прототипа-китобоя замечательную мореходность.
Служба на борту в течение длительных переходов была однообразной, изнурительной, и очень тяжелой психологически. Условия обитания для офицеров были сносными, но для матросов в переполненном, душном и заливаемом водой холодном кубрике они были тяжелы. Из-за невозможности хранить скоропортящиеся продукты более чем 2-3 дня, питание неделями состояло из сухого пюре и солонины. Основную часть экипажей составляли совсем молодые ребята, нестойкие к морской болезни. Поэтому политика в отношении отпусков при стоянках по обеим сторонам океана была относительно либеральной.
Для того, чтобы приспособить корабли к решению изменившихся задач, пулеметы Льюис на них заменили на 20-мм пушки Эрликон, а для размещения экипажа, возросшего с 47 в первоначальном проекте до 95 человек, полубак удлинили сначала до половины длины корабля, затем до двух третей. Это же помогло решить проблему с заливанием палубы.
Дальнейшее развитие типа
Для устранения основных недостатков проекта (малого запаса топлива и скученности в жилых отсеках) были увеличены размеры корпуса, что позволило разместить и дополнительное вооружение. Новые корабли, корветы типа Castle, строились начиная с 1942, когда давление на Британию со стороны немцев снизилось. Следующее увеличение размера и установка вторых ЭУ и винта для снижения уязвимости в бою, привели к созданию фрегатов типа River, строившихся с 1943 года.
Послевоенное использование
Корабли, ставшие ненужными после высадки в Нормандии, были проданы на слом, переданы в дружественные флоты бедным странам, но 110 из них были проданы как излишки военного имущества и стали использоваться в гражданских целях, были переоборудованы в китобои и грузовые судна, буксиры, метеорологические суда. Несколько из них было приобретено Пальямом и использовалось для нелегальной транспортировки евреев в Палестину.

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*