Глубоководный обитаемый аппарат FNRS-2

FNRS-2 (после передачи французскому флоту — FNRS-3) — первый в мире батискаф, сконструированный выдающимся швейцарским учным Огюстом Пикаром. Батискаф получил название в честь Бельгийского Национального Фонда Научных Исследований (Fonds National de la Recherche Scientifique), финансировавшего постройку батискафа.

Глубоководный обитаемый аппарат FNRS-2

История батискафа
Прообразом батискафа послужил стратостат FNRS-1, также разработанный Пикаром. В батискафе вместо лгкой алюминиевой гондолы стратостата используется стальная, способная выдержать давление океанских глубин, а вместо огромного баллона с гелием — сравнительно небольшой поплавок, наполненный бензином, который обеспечивает аппарату плавучесть. Модель батискафа была создана в 1937-1939 годах и испытывалась в лаборатории высоких давлений при Брюссельском Университете, но Вторая мировая война надолго прервала эти работы. Разработка возобновилась в 1946, на этот раз Бельгия потребовала, чтобы наравне с Пикаром проектом руководил бельгийский учный Макс Козинс, который работал с Пикаром ещ в начале тридцатых — участвовал в стратосферных полтах FNRS-1.
Испытания FNRS-2 прошли в 1948 в Дакаре, куда аппарат был доставлен бельгийским грузовым судном «Скальдис». Вскоре после прибытия Пикар выполнил пробное погружение на глубину 25 м. 3 ноября 1948 года батискаф совершил автоматическое беспилотное погружение на глубину 1380 м. В целом испытания показали жизнеспособность идеи батискафа и практическую пригодность гондолы для глубоководных погружений. Присутствовавший на испытаниях капитан Кусто высоко оценил изобретение Пикара. Но выявились также и существенные недостатки конструкции, поплавок батискафа был сильно повреждн в результате последовавшей за погружением буксировки батискафа и нуждался в реконструкции.
Бельгийский национальный фонд принял решение не финансировать доработку батискафа, в связи с чем в 1950, после длительных переговоров, он был передан французскому флоту. Огюст Пикар приглашался в качестве научного консультанта, батискаф был переименован в FNRS-3. Многие технические решения, предложенные Пикаром, были поставлены под сомнения, а французские учные не имели достаточного опыта для самостоятельной разработки. Поэтому модификация аппарата затянулась до 1953 года, несмотря на то, что полностью сохранилась старая гондола и основные технические моменты в конструкции. В 1952-1953 Пикар занялся разработкой нового, более совершенного батискафа, получившего название Триест. Тем не менее, в 1953 FNRS-3 совершил ряд успешных погружений в Тулоне на глубину 750, 1500 и 2100 м, а в дальнейшем погружался на глубину около 4000 м, удерживая в течение некоторого времени рекорд глубины погружения для пилотируемых аппаратов.
Технические характеристики
Диаметр гондолы — 2,1 м.
мкость поплавка — 30 м.
Вес гондолы в воздухе — 10 т.
Вес гондолы в воде — 5 т.
Экипаж батискафа — 2 человека.
Расчтная глубина погружения — до 4000 м.

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*