«Береговые проблемы Российской сборной»

Вот и прошли Олимпийские игры. Россия опять осталась без медалей в нашем виде спорта. Да, в этот раз возможность наблюдать выступления в прямом эфире через интернет позволила многим жителям России и любителям парусного спорта составить свои личные впечатления от выступления наших спортсменов и спортсменов других стран.  Конечно, некоторые гонки (видеосюжеты) были просмотрены только около 1,5 тыс. раз. Но медальные гонки в классе матч-рейс просмотрены более 3,5 тысяч раз. Вот Вам и общее количество занимающихся парусным спортом в России или количество интересующихся спортивными результатами.

Что же мы имеем по результатам выступления  на сегодняшний день?

В пассиве у нас 20-летие парусного спорта  России без Олимпийских медалей. Т.е целое поколение россиян не видело успешных выступлений. Первая Российская медаль 1912 г. — бронзовая, вторая медаль 1996 г. уже серебряная. Вот и всё. В медальном зачёте России награды СССР не учитываются, т.к. завоёвывались другим государством. Следующая медаль, если и будет то уже не раньше 2016 года, а это и есть 20 безмедальных лет. Соответственно и отношение к нашему виду спорту со стороны государства. Страна вкладывает деньги и не малые в наш спорт, а результата нет. Многие могут сказать, что причина в малом количестве финансовых средств которых государство выделяет на наш спорт. Сложный вопрос, на который нельзя дать однозначный ответ. Возьмём хотя бы усреднённый вариант финансирования Сборной команды со стороны государства — это 25-27 млн. руб. в год на мероприятия в России и ещё валютная часть, которая составляет около 300.000 долларов США. Зарплата 8 человек штатных тренеров работающих со сборной ещё около 4 млн. в год. Приобретение материальной части в четырёхлетие не менее чем на 400 тыс. долларов США. Вот и получается сумма около 5,5 млн. долларов на четырёхлетие от государства для Сборной команды. Довольно большие деньги (прим. эти средства распределяются через структуры Минспорта и на расчетные счета общественной организации ВФПС не поступают).

По стоимости Олимпийских медалей в средствах массовой информации  указываются разные цифры от 2 до 8 млн. долларов за медаль. (Например, Ирина Роднина в одном из интервью говорила: «А я точно знаю, что одно олимпийское золото по затратам стоит минимум четыре миллиона долларов: сборы, экипировка, зарплаты, стипендии…». В статье Михаила Козырева, «5 млрд. рублей за 5 место», стоимость подготовки одной медали за год составляет по расчётам 1,7-2,5 млн. долларов США,  в зависимости от вида спорта).

Исходя из этого, ну хотя бы одна медаль в 8 лет должна бы быть в парусном спорте у России. При СССР этот показатель (за 8 лет) был больше трёх медалей.

Посмотрим, что стало с Олимпийским парусным спортом в соседних странах бывшего СССР. Нельзя говорить об их больших финансовых средствах затрачиваемых на парусный спорт. За прошедший период времени с 1996 г., когда Россия выступила  впервые суверенным государством, спортсмены  Украины завоевали 5 медалей, Эстонии — 1 медаль, Литвы — 1 медаль. Можно говорить, конечно, что все медали завоёваны спортсменами школы СССР. Возможно. В подтверждение можно даже приводить пример с тренером Виктором Коваленко, уехавшим в Австралию и уже подготовившим там насколько чемпионов и призёров Олимпийских игр. Но всё равно 20 лет без медалей – это очень много.

Начнём с погодных условий. Ранее много говорилось о температуре воды, на которой проводятся тренировки в парусном спорте. Да, действительно при температуре воды ниже 16 градусов сложно без специального оборудования (экипировки) проводить тренировки, а возможно и не нужно. Эффективность такой тренировки довольно низкая во всех отношениях.

Посмотрим на медальный зачёт последних двух Олимпиад в парусном спорте.

 

1

Австралия

3

1

0

4

2

Испания

2

0

0

2

3

Великобритания

1

4

0

5

4

Голландия

1

1

1

3

5

Новая Зеландия

1

1

0

2

6

Швеция

1

0

1

2

7

Китай

1

0

0

1

8

Дания

0

1

1

2

9

Финляндия

0

1

1

2

10

Кипр

0

1

0

1

 

1

Великобритания

4

1

1

6

2

Австралия

2

1

0

3

3

Испания

1

1

0

2

4

США

1

1

0

2

5

Китай

1

0

1

2

6

Дания

1

0

0

1

7

Новая Зеландия

1

0

0

1

8

Голландия

0

2

0

2

9

Франция

0

1

2

3

10

Бразилия

0

1

1

2

Среди лидеров Дания, Голландия, Швеция, Финляндия, не говоря уже о Великобритании. По погодным условиям, я наверное не соглашусь, что у них в зимние месяцы значительно теплее. Но они находят места для тренировок, которые позволяют проводить эффективный тренировочный процесс. Значит с нашей стороны, ещё не все вопросы решены по устранению такого недостатка в тренировочном процессе, как низкая температура воды. А решение этой проблемы требуется уже много лет. Посмотрим, сколько у нас мест для тренировки сборной команды. Одно, Федеральная база — Сочинский центр.

Если посмотреть эффективность работы  в Сочи за 20-тидневный сбор, это около 40 часов на воде. В то же время 14-ти дневный сбор в нормальном парусном месте (по ветровым условиям и температуре) позволяет за две недели набрать большее количество часов (около 70 часов), т.е эффективность подготовки выше в 2,5 раза.

В настоящее время невозможно нормально провести соревнование с количеством участников в 150-200 человек. Мест для таких мероприятий не так уж и много. Наилучшие условия на сегодня это яхтенный порт «Геркулес» в Санкт-Петербурге. Возможно неплохое место и в Таганроге, но лучшее во всех отношениях место в России – Анапа уже на сегодня потеряно. Кроме этого проведение соревнований в крупных городах связано со значительными расходами на проживание. Заменить в этом вопросе Анапу или Геленджик, особенно  в курортное межсезонье, наверное, нельзя ничем. Кроме этого погодные условия в эти морских курортах наиболее приближены к оптимальным. В последнее время используется яхт-клуб «Совкомфлота» в г. Новороссийск. Данное место по ветровым условиям скорее подходит для тренировок сборной команды и соревнований подготовленных спортсменов и в меньшей степени,  для детских массовых соревнований.  Соревнования в Геленджике то же не получают сейчас достаточной поддержки  от федерации. Условия проведения некомфортные, хотя условия быта и природные погодные условия весьма подходят для массовых детских соревнований. Возможно, что мы потеряем и это место проведения соревнований, т. к. за последние годы значительно изменились в сторону ухудшения условия проведения.

Посмотрим на результаты выступлений сильнейших спортсменов нашей сборной команды на международных соревнованиях за последние 4 года. Почти все лучшие и призовые результаты в основном достигнуты по слабому ветру и озёрным условиям. Как только появляется волна, спортсмены не готовы к работе в таких условиях. Не хватает технической и физической подготовки. В то же время, в других национальных командах начинает появляться достаточное количество универсальных спортсменов, способных выигрывать по разным погодным условиям. Обратимся для примера к  выступлению Дмитрия Полищука на Олимпиаде. В виндсерфинге это лучшее выступление в этом классе в сравнение с предыдущими Олимпиадами. Так вот, по нескольким замерам скорости у Дмитрия результаты на уровне 2 — го от максимального, т.е. почти равны максимальным. Т.е гонщик временами идёт весьма быстро и мог бы быть в лидерах, остаётся только поддерживать такую скорость всю гонку.

Наличие большой волны так же не способствует росту результатов наших спортсменов. Мало кто имеет достаточный опыт соревнований в таких условиях. Волна, так же возможная причина и неудачного выступления  в матч-рейсе, во время борьбы за бронзовые медали. Волна большая, с открытой воды и нести спинакер в таких условиях весьма трудно. В своём интервью после предолимпийской регаты Е. Скудина говорила: «Все говорили, что Англия — это сильные ветра, наши же соревнования в целом прошли по средними-слабыми. Матчевая гонка будет проходить близко к берегу, а это определяет специфику ветра, он переменчивый. Но это, можно сказать, родные условия московской акватории, так что внутренне я даже порадовалась подобному раскладу. Мы в таких условиях прекрасно ориентируемся».

В том же интервью об условиях регаты в Пекине она говорила: «Мы попали в тяжелые условия и не совсем с ними справились. Если бы китайцы действительно искали хорошее место для Олимпиады, а не преследовали какие-то свои цели, то провели бы наши соревнования не в Циндао, а южнее примерно на 200 километров, там, где есть нормальный ветер. А так Китай запомнится слабыми и в то же время непредсказуемыми ветрами и сильным течением.»

Погода на Олимпиаде в Лондоне была именно такая, по ветровым условиям: со слабым ветром, что радовало на предолимпийской регате и с сильным, чего хотелось в Пекине.

Условия проведения регат мы не выбираем. Места проведения соревнований заранее известны. Течения и волновые условия при разных ветрах предсказуемы. В меньшей степени предсказуема сила ветра. В таких условиях и важна работа метеоролога команды, который может рассказать о различиях на акватории возможных при проведении соревновании. К сожалению, метеоролог сборной команды наблюдал Олимпиаду сидя у экрана компьютера, а экипаж оказался не готовым к изменившейся ситуации.

Так что, проблема, связанная с тренировочной акваторией с морскими условиями (волна и ветер) и приемлемой температурой воды при проведении тренировочного процесса в России весьма актуальна при планировании подготовки сборной команды.

Существует так же и проблема, связанная с  выбором материальной части.

Во многих видах спорта вопрос материальной части не столь существенный.

У бегуна в лёгкой атлетике – разные покрытия стадионов, но он борется с объективным показателем, временем. Спортсмен если не бежит за определённые  секунды, то и не сможет сильно улучшить свой личный результат. Вопрос матчасти в этом случае не существенен.

В парусном спорте – швертбот, яхта, доска так же приобретены у определённых производителей. Но недаром существовали и существуют «спецзаказы», т.е. изготовление конкретной лодки под конкретного спортсмена. При таком заказе можно было внести изменения в конструктивные особенности. Даже в нашей стране был период, когда за счёт незначительных улучшений в корпусе яхты класса «Луч» можно было достичь значительного улучшения результата. Это что касается корпуса судна. А ещё есть мачта и паруса. Если посмотреть на успехи виндсерфинга, например, в Польской команде, то количество материальной части закупаемой для сборной составляет около 20 комплектов в год и первыми из этих закупок — мачты, корпуса и паруса выбирают сильнейшие спортсмены. Остальные комплектующие, которые не проявили себя с их точки зрения в лучшую сторону, реализуется или передаются в низовые организации. В случае реализации покупателями выступают  уже члены нашей сборной команды, менее обеспеченной (2-3 парусных доски за Олимпийский цикл). Приобретая новые паруса по ценам почти в два раза ниже заводских с большой скидкой, спортсмены радуются наличию нового оборудования. Но эти паруса уже отбракованы лидерами других команды и достичь  высокого результата на них, просто невозможно.

Вы, наверное, спросите, почему такое возможно при производстве монотипов?

Объяснение весьма простое. Для тех, кто связан с производством известно, что существуют нормировочные акты. Они могут быть разные. Но суть этих документов одна, установить пределы разброса параметров (длины, ширины, веса и т.д.). Изготовить два одинаковых предмета по своим характеристикам почти невозможно. Иногда при проведении обмера приходится докладывать дополнительные груза и крепить их к корпусу лодки. Другие же комплектующие,  например мачты в виндсерфинге, могут отличаться не только весом, но и распределением веса по высоте и жёсткостью. Такие изменения есть и в  качестве парусов. Человек, который изготавливает паруса в большом количестве изо дня в день,  может отойти от намеченного шва в одном месте на 3 мм в лево, а в другом, на 4 мм вправо. В зависимости от расположения такого шва результаты могут быть разные и худший из них, если в этой ситуации качество паруса ухудшается.

Эта проблема, связанная с отбором или заказом материальной части  должна решаться Федерацией совместно со спортсменами и Министерством спорта.

Для иллюстрации подготовки спортсменов в сборной команде,  хочу привести таблицу, в которой ориентировочно указаны проценты, исходя из которых, слагается успех, а именно 100% готовность к работе спортсмена на результат. 

 

Материальная часть

20

15

Научная подготовленность матчасти, поиск решений отличных от стандартных и дающих преимущества

10

0

Физическая подготовка, подготовленность спортсмена к несению нагрузок во время соревнования

25

15

Функциональное состояние, состояние спортсмена в момент соревнования

7

4

Психологическая подготовка, мотивация спортсмена на победу

8

4

Тактическая полготовка, принятие правильных решений на  различных этапах гонки

15

12

Техническая подготовка, умение управлять лодкой и парусами в различных условиях

10

8

Опыт и знание местных условий

5

2

 

В различных спортивных источниках могут быть различны и проценты и сами составляющие, но главное всё равно в сравнении этих составляющих. Опросы, проведённые в сборной команде показали, что по каждому направлению (составляющей подготовки) мы не дорабатываем и сумма этих недоработок достигает
по предварительной оценки почти 40% готовности.

Это ли не резерв для достижения результата? Возвращаясь к выступлению наших сильнейших спортсменов  в классе матч-рейс непонятно почему тренерский коллектив, главный тренер не воспользовались услугами психолога на этой Олимпиаде? Ещё после Олимпиады в Пекине этот вопрос ставился именно для  рулевого класса матч-рейс. Психологи были привлечены к работе в команде,  но почему-то на самих играх экипаж остаётся без такой нужной поддержки. В тех условиях Олимпиады, после  борьбы на воде и на земле, экипаж и рулевой остаётся один на один со своими мыслями. Это было и в четвертьфиналах, когда надо было спать с мыслями о счёте 1:1. Это было и в полуфинале. Это было и при борьбе за 3 место. Три ночи со своими проблемами и мыслями один на один. На Президиуме Федерации в феврале 2010 г. была представлена предварительная таблица возможности выступления Российских спортсменов на Олимпиаде в Лондоне и в дальнейшем. Экипаж Е. Скудиной мог единственный рассчитывать на результат при выполнении определённых условий, одним из которых стояло привлечение к работе психолога. Это и не было выполнено. Не всё было сделано для победы.

Только сейчас, через два года работы главный тренер сборной команды Сергей Джиенбаев начинает говорить о береговых проблемах. Возглавив Сборную команду, в своём интервью журналу «Yacht Russia» ( 7, за июль 2010 г.) он говорил: «Мы вполне можем завоевать семь медалей. Каждую медаль я могу обосновать…» Семь медалей превратилось в 7 лицензий… Теперь же мы слышим от него о береговых проблемах. 

Многие смотрели медальное выступление наших дзюдоистов, и может быть обратили внимание на то, что после выступления говорили чемпионы и победители. Их главный тренер (иностранец по происхождению) смог настроить их на успех и создал из них хорошую команду, коллектив единомышленников. Ни один спортсмен не сказал о тренировках, а только о хорошем коллективе и климате в команде.

Выступление наших спортсменов могло быть лучше при решении береговой программы, о которой главный тренер даже не подозревал.

Прогноз результатов россиян на Олимпийских играх в Лондоне, выполненный   кафедрой гребного и парусного спорта  РГУФКСиТ 10 ноября 2011 г., ещё до Олипийского отбора,  показал следующие данные. По данным этого прогноза:

Для класса «470-М» возможные места ожидались с 15-19 место, в результате 17 место.

Для класса «Финн» при выступлении Скорнякова прогнозировалось 16-20 место, завоёвано 17 место.

Для класса «Лазер» при выступлении Комиссарова ожидалось 16-23 место. Результат Лисовенко – 27 место.

Для класса RS-X,  Дмитрий Полещук должен был выступить в районе 20-24 места, 20 результат.

Для класса «Лазер-радиал» спортсменка не могла подняться выше 28 места, 35 результат.

Для класса «Матч-рейс» ожидался результат 3-7 место (завоёвано  в результате 4 место на Олимпиаде).

Здесь не приходится говорить о предвидение.  Это просто профессиональный подход к прогнозированию результата. Того профессионального подхода к подготовке, которого так не хватает нашей Федерации.

Ещё хотелось бы кратко сказать об отношениях Федерации к спорту высших достижений. Главные тренера сборной команды не имеют заключённых договоров с федерацией, в которых бы были прописаны взаимные обязательства, что делает и что даёт федерация, что делает и даёт тренер. Это не выгодно Федерации, которая может всегда обвинить тренера в отсутствии результата, в то же время сам тренер имея только годичный договор, не может ничего сделать с точки зрения планирования подготовки. Имея годичный договор и действующие положение по отбору в сборную команду, только через год можно внести изменения в подготовку. Наличие долгосрочного договора решило бы эту проблему. Пока Федерация либо не хочет, либо не может решить эту проблему. А ведь договор – это те же весы. Что надо положить на чашу весов с одной стороны, чтобы она перевесила другую. Только в этом случае можно будет говорить конкретно о том,  что не сделано и кем  для успеха на Олимпиаде. Опять же если вернуться к сборной команде по дзюдо, столь замечательно выступившей на Олимпиаде, то только главный тренер определял отбор на Олимпиаду и нёс ответственность за результат на ней.

Итак, какие же заключения хотелось бы сделать по материалам этой статьи.

Частично о них уже сказано, это в основном береговые проблемы, которые необходимо решать, прежде чем идти в плавание, т.е. начинать подготовку на новое четырёхлетие.

Главными из них являются:

- профессионализм в решении проблем тренировочного процесса;

- необходимость тренировочной базы;

- необходимость изменения отношения министерства к проблемам парусного спорта и решение существующих проблем сборной команды (автотранспорт, тренировочная база, материальная часть, научное и медицинское обеспечение);

- необходимость договорных отношений главного тренера и Федерации.

Всё остальное у нас более или менее уже есть. И если мы справимся с решением этих, годами не решаемых проблем, то победа придёт к нам. Пусть дорогу осилит идущий по ней, а победа любит тех, кто преданно, многие годы упорно шёл к её достижению.

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*