Байдарка

БайдаркаБайдарка — маломерное лгкое запалубленное судно, приводимое в движение, главным образом, мускульной силой человека и имеющее острые обводы (коффициент полноты корпуса около 0,5 и значительное удлинение, всегда превышающее значение 5).

Байдарка

В качестве движителя байдарки используется двулопастное весло, использование которого является признаком, отличающим байдарку ото всех иных типов гребных судов. Гребцы сидят один за другим, лицом по направлению движения.
Наиболее распространнными видами байдарок являются одно-, двухместные, реже встречаются трхместные (например Таймень-3). Байдарки на большее количество гребцов относятся, скорее, к экзотике.
Байдарка типа «Нептун» со штатным парусным вооружением

Байдарка

На некоторых видах байдарок устанавливается парусное вооружение и навесные шверты, однако под парусом вс равно судно ходит плохо, особенно в галфвинд, а при острых углах к ветру бейдевинд принято вообще убирать паруса.
Использование руля с ножным приводом значительно облегчает плавание на открытых водомах и с парусом, однако на узких и порожистых реках он бесполезен и опущенный руль может стать причиной серзной аварии.
Известны типы бензиновых- и электро- моторов, пригодных для установки на байдарки, и вращающих винт в качестве движителя. Но они используются крайне редко, поскольку при этом путешествие на байдарке в значительной степени теряет свою смысловую, рекреационную и спортивную значимость.
История
Начало истории байдарок документально не зафиксировано. Но с этим видом судов мореплаватели из Европы встретились при первых же посещениях полярных стран, где, как правило, одноместные байдарки (каяки) использовались местным населением: эскимосами, чукчами, алеутами и др. как средство передвижения в целях морской охоты. Эскимосы, например, охотились на байдарках на китов, что подтверждает высокие мореходные свойства байдарки, как полноценного судна. Байдарка типа «Нептун», совершившая переход через Атлантику.
Согласно требованиям Морского Регистра байдарка (в случае е регистрации) относится к судам, предназначенным для плавания в камышовой зоне. Однако практика показывает, что байдарка хорошо ведт себя на волнении до 3-х баллов и экипаж не замечает бортовой качки, поскольку каждый его член инстинктивно сохраняет вертикальное положение корпуса. Но на пологой встречной или попутной волне при килевой качке возможно появление симптомов морской болезни.
В ХХ веке байдарка использовалась, в основном, как спортивное и туристское судно, а также геологами в экспедициях. В Немецком музее в Мюнхене экспонируется байдарка типа «Нептун» с парусным вооружением и поддувными бортами, на которой было совершн переход через Атлантический океан.
Типы байдарок
В настоящий момент существуют две реализации байдарок — разборные и неразборные.
Неразборные байдарки
Неразборные байдарки изготавливаются из пластика (часто одноместные) и используются в основном для прохождения водных препятствий (сложных порогов, водопадов и т. д.). Как правило, одноместные пластиковые байдарки не предназначены для продолжительных походов. Одноместную байдарку также называют каяком.
История
В 1907 году портной и поставщик спортивной одежды из Розенхайма Иоганн Клеппер получил лицензию на изготовление изобретнной Альфредом Хойрихом складной лодки.
Впоследствии в течение 20-ти лет он в процессе совершенствования конструкции изменил пропорции и размеры набора, а также провл исследования по поиску наиболее подходящего для него материала и остановился на металле. Обшивку («шкуру») он начал покрывать резиной. Однако предложенный ещ Хойрихом принцип оставался в силе: лодка паковалась в одну, или две упаковки, шкура складывалась по внутреннему шву и шнуровалась, как обувь. Комментарий к экспонату 74063, Германский музей, Мюнхен.
Складная байдарка Клеппера («Faltboot Aerius II», 1955 год), производившаяся в Польше под названием «Нептун» имела деревянный набор, детали которого соединялись с помощью алюминиевых защлок, а шкура состояла из трх слов прорезиненной парусины. В конструкцию шкуры были введены два накачиваемых воздухом буля, что заметно повысило е остойчивость. Лодка была снабжена парусами — одним самодельным косым и вторым, тоже нестандартным — прямым. Длина лодки составляла 5,2 м, ширина по миделю 0,68 м, вес 32 кг.
На этой лодке врач доктор Линдеман (Arzt Dr.H.Lindemann) за 72 дня переск от Лас-Пальмаса на Канарских островах до Св. Маартена на Малых Антильских островах Атлантический океан. Это было им сделано с целью доказать, что не потерявший самообладания человек может выжить после того, как его судно потерпит кораблекрушение Комментарий к экспонату 78/113, Германский музей, Мюнхен.
Типы
Разборные байдарки бывают нескольких типов в зависимости от технологии изготовления:
пластиковые, состоящие из нескольких секций (часто называются туринговыми каяками);
каркасные, состоящие из прочного и легкого металлического или деревянного каркаса и шкуры, которая натягивается на каркас;
каркасно-надувные (КНБ), аналогичная с каркасной конструкция, но в шкуру встроены надуваемые воздухом баллоны, создающие дополнительный запас непотопляемости.
Каркас немецкой байдарки «Kolibri IV»

Разборные байдарки имеют от 1 до 4 мест и используются в водном туризме для продолжительных походов или двух-трх-дневных прогулок по озрам, рекам и водоразделам умеренного волнения.
Наибольшее распространение получили каркасные и каркасно-надувные лодки, за счет их мобильности и наджности при относительно умеренной цене. Секционные пластиковые байдарки в основном распространены в Западной Европе и Канаде. В СССР были популярны туристические двух- и трхместные байдарки «Таймень-2″ и «Таймень-3″, а также байдарки класса «Салют» (также двух- и трхместные), и байдарки «RZ» производства ГДР (с деревянным каркасом, собираемым на вервочных узлах и завязках ). Из каркасно-надувных байдарок, выпускавшихся в СССР стоит упомянуть «Катран».
Некоторое время в эксплуатации находилась каркасно-надувная байдарка «Нептун» со штатным парусным вооружением, недостаток которой состоял в малой вместимости груза и весьма высоком полном весе с парусным вооружением и швертами весе (более 50 кг).
Последнее время получают некоторое распространение надувные байдарки (например — «Щука»).
Преимущества надувных байдарок это:
Малый вес (около 10 кг в отличие от 25-30 кг каркасных разборных байдарок).
Большая грузоподъмность.
Непотопляемость и относительная устойчивость.
Малая осадка (что дат преимущество при проходе мелководных участков).
Недостатки надувных байдарок:
Большая парусность из-за высокой осадки (затрудняет управление при ветре).
Малая вместимость. Совокупность этих факторов приводит к тому, что в среднем скорость надувных байдарок на 1-2 км/ч меньше, чем у соответствующих (по количеству мест) байдарок каркасного типа.
Особенности
Несмотря на то, что байдарка обладает всеми характеристиками, позволяющими классифицировать е как полноценное судно, ей свойственны определнные черты, отличающие е от всех иных видов судов.
Герметичность: Для избежания попаданий воды внутрь байдарки через посадочные места (кокпиты) используется байдарочная юбка, которая плотно прилегает к телу гребца и герметично крепится к кромкам кокпита, а для сохранения походных вещей и продуктов в сухом состоянии часто используются драйбеги и гермоупаковки (гермы).
Всла: Байдарочные всла бывают двух типов — так называемые каякерские, то есть с разным углом лопастей, и обычные, с одинаковым углом (в настоящее время практически не используются); чаще всего изготавливаются разборные всла с регулировкой угла разворота лопасти.
Использование: Каркасные байдарки часто оснащают одним или двумя баллонами с воздухом, в носовой или кормовой части для сохранения непотопляемости, (в качестве которых иногда используются камеры от мячей).Однако, как показывает практика, наибольшую роль в обеспечении непотопляемоти судна играют гермоупаковки, наджно принайтовываемые к набору. Чрезвычайно удобно размещать гермоупаковки, выполненные в виде непромокаемых длинных мешков, крепящихся по бортам под декой к стрингерам между двумя соседними шпангоутами.
Выполнение крепления всех грузов к набору судна (за исключением гребцов) соответствует требованиям хорошей морской практики для походов любой степени сложности
Дополнительное оборудование: Также в байдарку возможна установка руля и/или паруса, в зависимости от модели.На реках с заметным течением использование руля нередко бесполезно и может привести к серьзной аварии из-за его застревания на мелкой воде и перекатах.
Непотопляемость: В соответствие с общим требованием, сформулированным Крыловым А.Н. в отношении обеспечения плавучести любого судна, (в том числе и байдарки), судно должно тонуть лишь в случае, когда полностью исчерпан его запас плавучести. При этом плавучесть должна утрачиваться раньше утраты остойчивости Иными словами судно должно тонуть,не опрокидываясь
Это требование не звучит в случае байдарки столь категорично. На практике, особенно на неспокойной воде, байдарка может опрокинуться, но далеко не исчерпать при этом запас плавучести. В спортивной практике, особенно при плавании на одноместных байдарках, применяется Эскимосский переворот, когда гребец, оказавшись вниз головой в воде, соверщает специальный гребок, совершая в его середине рывок бдрами, что приводит к постновке судна опять на ровный киль. Причм этот прим иногда применяется преднамеренно, например, при необходимости переместиться в другую струю течения.
Немного о терминологии
Конструкционных различий между каяком и байдаркой не существует, однако в русском языке устоялось слово «байдарка» для разборных каркасных, карскаснонадувных и надувных байдарок, а слово «каяк» для неразборных и сборных пластиковых одноместных байдарок (туринговый тип).
В английском языке оба этих типа лодок обозначаются одним словом: англ. kayak.

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*