«Ак Барс Холдинг» переориентировался на скоростные суда

Завод им. Горького в минувшую субботу спустил на воду первый в истории предприятия серийный морской теплоход.
Считается, что суда проекта А145 ни в чем (в том числе и ценой — $9 млн.) не уступают своим австралийским и норвежским «одноклассникам». Но подтвердить это сможет только регулярная эксплуатация. Есть надежда, что она начнется вскоре после завершения испытаний головного судна, как стало известно газете «БИЗНЕС Online», они закончатся через пару недель.

Автор проекта А145 — санкт-петербургское ООО «Агат Дизайн Бюро». Скоростные теплоходы А145 предназначены для перевозок до 150 пассажиров в прибрежной морской зоне со скоростью около 40 узлов на расстояние 200 миль и, по идее, должны заменить морально и физически устаревшие суда на подводных крыльях типа «Комета», «Колхида», «Восход», «Катран». Головное судно проекта было заложено на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» 19 ноября 2010 года и спущено на воду 18 августа 2011-го. Проект совмещает конструкторские решения в области авиа- и судостроения. Возможна эксплуатация при волнении до 4 баллов (на пониженной скорости — до 5 баллов). Система умерения бортовой и килевой качки, автоматическое управление подъемной силой на несущих участках днища позволяют повысить скорость хода, топливную экономичность, мореходные качества и комфортность пребывания пассажиров на борту. Кроме того, судно еще и комфортабельно, чем российский пассажир теплоходов такого класса, прямо скажем, не избалован — интерьеры А145 радуют глаз.

Суда строятся под наблюдением французского (а скорее, международного — 400 представительств и филиалов в 110 странах) классификационного общества Bureau Veritas (основано в 1828 году!), что ново для завода им. Горького. BV — мировой авторитет в области разработки правил проектирования, постройки и эксплуатации морских судов. Надзор столь солидной конторы повлек некоторые проблемы. О деталях не сообщается. Первый заместитель генерального директора завода Александр Карпов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» высказался обтекаемо: «Судно построили достаточно быстро. Но, учитывая то, что его впервые делали под надзором «Бюро Веритас», были определенные трудности. Требования достаточно большие, есть некоторые нестыковки. Но мы их преодолели. И это говорит о том, что завод достаточно хорошо строит суда на мировом уровне. Сейчас все это документируем. Недели через две будет полный пакет, и судно будет готово к продаже как в России, так и за границей». Серийное судно предполагается испытать гораздо быстрее головного — за месяц.

Добавим, что судов такого класса в России не строит никто. Как рассказал Карпов, аналоги есть, например, в Австралии и Норвегии. Зеленодольское судно должно быть не хуже, да и стоит оно столько же — $9 миллионов.

Финансирует строительство А145 ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (владеет 74,99% акций ОАО «Завод им. Горького»). Предполагается, что теплоходы будут реализовывать по лизинговой схеме, в которой лизингодателем выступит лизинговая компания «АК БАРС» Банка — ОАО «Финансовая экономическая группа».

Строительство А145 позиционируется как чисто волевое решение топ-менеджмента холдинга. На одном из судостроительных мероприятий председатель совета директоров ОАО «АК БАРС» Банк» Роберт Мусин рассказывал, что между ним и генеральным директором холдинга Иваном Егоровым произошла беседа со следующим лейтмотивом: «Сколько угодно можно проводить маркетинговые исследования, но мы должны совместно с нашими питерскими коллегами строить эти новые корабли. Они будут востребованы». Таким образом, холдинг решил устранить одну из главных проблем, которую можно обозначить так: переговоры с потенциальными покупателями заходят в тупик именно из-за того, что продукцию невозможно «потрогать руками» — ее попросту нет.

Можно, конечно, критиковать менеджмент ХК за такой подход, но сегодня ясно одно: при отсутствии государственной политики в области строительства пассажирского флота дело с мертвой точки можно сдвинуть только нерыночными методами. Видимо, и поэтому в день спуска на воду речь то и дело заходила о всяких непросчитываемых делах — хороших приметах. «Дождик идет, а дождь — к деньгам. Судну быть», — был оптимистичен генеральный директор завода им. Горького Ренат Мистахов. «Все, что происходит в дождь, — радостно и благополучно», — вторил один из потенциальных покупателей.

А уверенность в руководстве холдинга должен поддерживать успех близких «родичей» А145 — проектов класса «река-море» А45 и А45-1. В Зеленодольске построено пять таких судов, которые сегодня эксплуатируются дальневосточными речниками.

Но если покупателей на «сорокопятки» нашли довольно быстро, то с А145 дело несколько подзатянулось. Большие надежды возлагались на предолимпийский Краснодарский край. Атака велась по направлению ежегодного международного инвестиционного форума в Сочи. Зеленодольцы презентовали на нем А145 еще в 2007 году. В 2010-м там же президент РТ Рустам Минниханов и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев договорились, что «эти корабли очень нужны». Гости из администрации Сочи приезжали на завод. В прошлом году головной А145 был презентован в Сочи «вживую», а в одном из пресс-релизов предприятия говорилось: «В дальнейшем планируется применять эти суда для осуществления перевозок пассажиров по туристическим и регулярным маршрутам Черноморской прибрежной зоны Краснодарского края».

Словом, прессинг шел неслабый. Тем интереснее, что на субботнем мероприятии о южных друзьях не вспомнили ни разу. Зато наблюдался целый десант северян: министр промышленности и торговли Архангельской области Андрей Шестаков, советник гендиректора ОАО «Архангельский речной порт» Роман Разванов и капитан-наставник порта Степан Вечин, начальник службы безопасности судоходства ОАО «Северный речное пароходство» Виктор Перфильев и главный штурман пароходства Николай Еригин. По словам Карпова, архангельцы «приехали именно для того, чтобы закупить эти суда — и первое, и второе». Также, по его словам, «огромный интерес» к проекту проявляет руководство Ямало-Ненецкого автономного округа.

Из иностранцев А145 заинтересовал ОАЭ, но там хотят видеть несколько иной салон — с молельней и с телеэкраном на каждом пассажирском месте. «Эти вопросы не требуют больших финансовых вложений, поэтому мы их требования удовлетворим, — заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» Карпов. — Думаю, проект А145 найдет применение на Средиземном море», — добавил замгенерального директора.

Что касается темпов строительства скоростных теплоходов на заводе, то в речах и беседах руководство завода им. Горького то и дело отсылало к былым временам. Например, Мистахов намекнул, что неплохо бы делать А145 «как раньше строили мы с вами серийно «Метеоры», каждый год — по двенадцать». Карпов уверен, что, «как только суда покажут себя, мы займем нишу, которую занимали в свое время, когда изготавливали «Метеоры». А в ближайшем будущем, по его словам, завод за год, «в принципе, сможет строить 5 — 6 судов». Но пока мощность завода — два-три судна. В этом году будет сдан «один катер» (по всей видимости, проекта 21980 «Грачонок»), в следующем — два малых ракетных корабля («проект 21631 «Буян-М») и один катер. «Если учесть, что с 2003 по 2010 год мы сдали всего два корабля, это прогресс», — подчеркнул Карпов.

Не обошли стороной и работу конкурентов. Например, известно, что ряд специалистов зеленодольского предприятия ушли на Чистопольский судоремонтный завод, где строят два пассажирских катамарана. «Да, это наши специалисты, — подтвердил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Карпов. — Видимо, их привлекло то, что там им пообещали большие деньги. Но, думаю, не за горами тот день, когда они к нам придут, учитывая нашу высокую загруженность и то, что мы повышаем среднюю заработную плату, и для хорошего специалиста зарплата в 35 — 40 тысяч не диковинка. Думаю, люди вернутся, тем более что там они находятся в командировке, а здесь — в родных пенатах… Чистопольские суда, конечно, займут свое место — водных просторов у нас много. Но, учитывая наши мощности, они нам не соперники. Не хочу кого-то унизить каким-то образом, но если вы были в Чистополе, то видели, что у них и что у нас».

Также речь зашла о возможном строительстве в Зеленодольске второй пары фрегатов проекта «Гепард 3.9″ для Вьетнама. Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» замгендиректора, сегодня все еще идут переговоры: «Вьетнамцы, естественно, хотят подешевле, мы не хотим продешевить. Пока к консенсусу не пришли. Переговоры продолжаются, но не знаю, где они еще могут разместить заказ дешевле».

Автор: Тимур Латыпов

Справка

А145 — скоростной пассажирский теплоход класса «река-море». Пассажировместимость — 150 человек. Экипаж — не более 6 человек. Дальность плавания — 250 миль. Скорость — 40 узлов. Длина — 34,6 метра. Ширина — 6,8 метров. Высота борта на миделе — 2,5 метра. Осадка — 0,70 /0,91 метра. Полное водоизмещение — 83 тонн. Движители — водометы производства ОАО «Зеленодольский завод имени Горького». Главные двигатели — MTU 16V 2000 M72 (Германия) — 2 х 1440 кВт.

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*